Для травмы развития удивительно точной является метафора рвущейся струны. Струна натягивается, почти рвётся, а вместе с ней всё существо человека. Душа, а вместе с ней и тело начинают местами натягиваться, местами сжиматься, отдавая силы на поддержание струны, которая рвётся, ни никак не порвётся, потому что тело и всё существо человека её поддерживают.
Примеров таких травм может быть много самых разных. Рискну предположить, что каждый человек в той или иной степени развивался в травматичных для себя условиях.
Вот мальчик пережил стремительные роды. Его тело сжалось, и каждый повтор этого стремительного выталкивания-выпадения снова поднимает состояние смертельного ужаса, в котором он проживает рассеянность на мириады частиц и уходит в себя, вернее уходит отлавливать все свои частицы, чтобы не утратить свою целостность, его ощущений так много, и они такие разные, что ему не до коммуникации, наладить бы связь внутри себя между разными своими импульсами, соединить их всех в одно. И уходя в себя, он сжимается, перестаёт смотреть в глаза и откликаться на вопросы, при этом отчаянно ищет помощи, но просит о ней странно. Крича, требуя и откатываясь на несколько шагов назад в возрастном развитии. И нужно бережно и спокойно поддерживать безопасность и спокойствие, чтобы он наконец увидел - ничего не распадается, всё надёжно и постоянно. Когда-нибудь он подрастёт и сможет не только чувствовать, но и осознавать свою проблему и называть её и, зная её, предупреждать свой уход глубоко под кожу, чтобы не терять связи с миром.
Другой ребёнок пережил асфиксию, и каждая угроза вызывает удушье, усиленное сердцебиение и головокружение, утрату устойчивости и возможности управлять чем-либо. И он, заранее чувствуя угрозу, начинает всё вокруг контролировать, создавая безопасность для себя. Он не замечает, что он кричит на других, контролирует их и заставляет всех вокруг быть удобными ему, он просто заботиться о покое и безопасности. И с ним всё время нужно быть в контакте, при этом не мешая его внутреннему движению. Он умён, ему можно всё объяснять, он не желает утрачивать контроль, но спокойное отношение, поддержка и любовь делают своё дело. И он расслабляется до следующей угрозы. В этом случае помогут специально направленные упражнения, помогающие ему связывать мир вокруг себя, чувствуя его непрерывные потоки и процессы, тогда ему станет легче, его сердечко не будет так биться, а горло сжиматься. И он сможет даже в состоянии потери контроля чувствовать реальность и быть в ней, не ужасаясь, а скользя. И может быть когда-нибудь это станет его основной способностью, выросшей благодаря его первичным ограничениям.
Вот девочка, потерявшая маму спустя месяц после родов. Она чувствует, что когда-то у неё уже была мама, и хочет её найти. Вся жизнь проходит в поиске мамы. От каждого ожидается, что может быть вот этот человек наконец-то сможет дать ей то, что ей нужно. С одной стороны ожидание, а с другой - недоверие. Как у замёрзшего и брошенного на улице котёнка. Подойти поближе, притереться или отбежать в сторону? И только потом при глубинной работе появляется знание, что мама-то была, была всегда, просто очень быстро ушла, но на самом деле осталась навсегда в памяти своей, близкой тёплой, и одно воспоминание этого ощущения тепла и заботы даёт возможность найти свой баланс, ритм и двигаться в соответствии со своими потребностями и желаниями. И уже этот опыт открывает подлинную энергию жизни, раскрывая возможности к движению и самореализации. И душа начинает расправляться, а тело - дышать полной грудью, преодолевая сложности жизни, которые раньше казались просто невозможными.
Много историй, и каждый раз в них есть встреча с тем самым ключевым моментом, поворотом, после которого жизнь изменилась. Эта встреча меняет человека, меняет его отношение к своим трудностям, к своей неудовлетворённости. Когда наблюдаешь за людьми во время психотерапевтического семинара, удивляешься, с какой любовью участники относятся к своей травме, как бережно они её баюкают, обнимают, с какой любовью изображают, рисуют, танцуют, поют свою травму. И это удивительный шаг навстречу себе. С этого момента можно надеяться на то, что человек уже не повернёт назад, будет искать путь к изменению, к балансу внутри себя.
После этой встречи человек не готов уже взять и выбросить за борт свою травму, он будет её носить, пока она не истончиться, пока не станет здоровой тканью самости человека. Принимая свою травму, он знакомится со своими особенностями, узнаёт их, узнаёт рисунок своих движений, побуждений внутри своего тела, удивляясь и открывая своё внутреннее пространство, в котором есть многие возможности. Знакомится и осваивает по-новому, пробует разные способы двигаться, меняться. Что-то получается, что-то нет. Постепенно вырисовывается собственная тропинка, в которой не нужно себя ломать, искривлять, в которой появляется аутентичность: движение, ритм, темп и траектория.
Через какое-то время травмы не остаётся, а появляется целостный уникальный человек со своими особенными чертами личности.И теперь у него уже не ограничения, а возможности. Способность сжаться дополняется способностью разжиматься и вместе это составляет упругую пружину. Способность затихать и почти не дышать оснащается способностью бежать, лететь, вдыхая полной грудью. Растерянность - способностью собираться и разбираться. И так далее. Каждая струнка вплетается в общую канву, и все они звучат, создавая уникальную, характерную только для этого человека музыку жизни.
Click to view