Объективность - это миф, как легко догадаться. Часто клиенты меня спрашивают, где объективность, где правильность, а мне нечего им ответить, потому что её просто нет. Как-то я работала с супружеской парой. И женщина вопрошала: ну мы же должны установить объективную истину, в ходе нашей работы всем стало очевидно - объективной реальности не существует. Даже если есть то, что мы можем назвать объективной действительностью, каждый из нас это объективное воспринимает со всей своей субъективностью. И в этом восприятии объективная истина исчезает. Поэтому всё, что у нас есть - это субъективный, постоянно меняющийся мир, и, как ни странно, опираясь именно на эту субъективность, можно обрести целостность и устойчивость.
Читаю Джеймса Бьюдженталя "Предательство человечности" (она коротенькая, почитайте) и нахожу чудесный отрывок, который хочется процитировать полностью:
В субъективном нет "как"
Это пункт, который часто не сознается теми, кто работает с субъективным. В результате многие из людей, ищущих помощи, ощущают фрустрацию и полагаются на сомнительные заменители. Конкретные процедуры возможны только в сфере объективного (или в той степени, в которой субъективный материал был редуцирован до объективной или эксплицитной формы).
У нас нет реальной возможности полноценно ответить на такие вопросы клиентов, например: "Как мне решить, что я на самом деле хочу сделать?" "Как я могу выяснить, что на самом деле так сильно огорчило меня вчера?" Мы можем дать указания, как завести машину, по каким улицам следовать или как найти в словаре слово, но никакого детального пошагового рецепта такого рода в ответ на вопросы клиента о его внутренних процессах представлено быть не может.
Намерение, интенция служит источником нашей внутренней субъективной активности. Хотя мы и не можем давать ответов на вопросы клиентов о том, "как...", мы все же можем помочь им исследовать свои сознаваемые и неосознаваемые импульсы в связи с любым вопросом, над которым они хотели бы поработать. Иначе говоря, если субъективное намерение человека оказывается единственным, бесконфликтным и наделенным энергией, то он уже может обнаружить. что уже осуществляет желаемый субъективный процесс.
Важно учитывать, что он отличается от беззаботного следования импульсу, с которым данный процесс иногда путают. Это, скорее, внимательная встреча со своими намерениями и ценностями. Человек может переходить к субъективному действию с моментальностью фокусированной субъективности только после того, как встретился лицом к лицу с препятствующими и конфликтными импульсами, и проработал их."