Процесс самоопределения.

Oct 17, 2010 16:13

Вчера смотрела запись передачи «Школа злословия» с Гипенрейтер: http://drazenka.livejournal.com/29735.html.
Очень много полезного. Про активное слушание, спасибо, вспомнила. Про паузу хорошо. Это у меня терпения совсем не хватает. Но вот в результате просмотра этой передачи я пришла к одному выводу, который уже не раз слышала у профессиональных психологов разного толка. Психология претендует на всеобъемлющность, на способность ответить на все вопросы, на универсальность, но она такими свойствами не обладает. Она ущербна в основе своей. Современная психология пытается изобрести универсальные техники, способы, методы разрешения трудных ситуаций, помощи человеку. Это раз. Второе. Современная психология совершенно необдуманно, некритично приняла принципы демократии-толерантности. Приняла принцип равенства всех со всеми. Но равенство не обозначает одинаковости. А в результате этого принципа получается, что все мы люди одинаковые: взрослые и дети, африканцы и китайцы, европейцы и филиппинцы мужчины и женщины. У некоторых это принятие доходит до равенства животных и людей. Но уважение и признание равенства не обозначает принятия всего, что несёт в себе другой, чуждый мне человек из другой культуры. Уважение и признание психологического равенства в семье не обозначает равенства ответственности, не снимает иерархии ценностей и отношений от старшего к младшему. Как только исповедуется принцип равенства-одинаковости, дети становятся незащищёнными, на них обрушивается социальная гора, огромный поток социального, культурного мира, с которым они не в состоянии справиться. Родители обязаны защитить детей от этого давления. Это давление очень хорошо проиллюстрировано в фильме «Бэбис» про четверых малышей. Дети в Африке, Монголии защищены от социального мира, пока они к нему не готовы, и они очень спокойны и благополучны. Юная американка представляет промежуточный вариант, она слишком заторможена, на мой взгляд, но там драматичная история родов. А вот юная японка явно уже схватила невроз, и даже видны причины. Ей ещё нет и года, а её уже поместили в большую социальную группу, да ещё на первых ролях. Кроме того, она постоянно окружена людьми, телевизором, компьютером, но при этом создаётся впечатление, что она при всей этой какофонии и обилии впечатлений, одинока. Когда я узнала, как устроено традиционное детство в Японии, у меня вопросов не осталось. Их отношение к детям порождает стрессы и неврозы у детей. Неслучайно в этой стране большой процент суицидов вообще и детских в особенности. В общем, нужно защищать детей от социального мира. И психология в этом не помощник, скорее она вносит хаос, так как тоже следует за социальными тенденциями центрированности на детстве. Нужны принципы. Нужны различения. Нужно развитие индивидуальности. Но по отношению к людям это должно обозначать не «лучше-хуже», а «выше-сильнее», тоньше-толще, меньше-больше, африканец-европеец, мусульманин-христианин и т.д. То есть не оценочные, а качественные характеристики, не закрывающие возможности, а называющие новые миры. Называющие для необходимой ориентации и различения. Для создания своей карты мира. И хождению по ней. В этом нам поможет и философия, и этнография, и история, и социология, и другие гуманитарные дисциплины. Если всё это осваивать постепенно, используя здравый смысл, рефлексию, то можно получить вполне себе эффективные и полезные результаты. Для себя, семьи и детей, а может быть даже для других. В общем, не психология, а гуманитария. Или познание мира человека. Разного, разнообразного, индивидуального и культурного. Или Другого.

другой, приоритеты, психология

Previous post Next post
Up