Зима будет долгой

Feb 22, 2014 18:33

Я даже затрудняюсь, что писать. Я не люблю вещать с броневичка, даже если броневичком является мой журнал. И всё же придётся. Вчера для меня стало ещё очевидней - я живу в очень странной, непонятной мне стране. Хотя она очень последовательная и очень постоянная. Жители страны стремятся к свободе, достоинству, обеспеченности, но мне видится совершенно иное.

Совсем недавно кончился Советский Союз, где была мощная официальная машина пропаганды и агитации. И в этой официальности появлялся шанс отмежевания, сопротивления, причём всем миром, всем народом. И народ так и делал, люди отмежёвывались от власти и как могли сопротивлялись - тихим саботажем, разговорами на кухнями, чтением самиздата и т.п. И лишь немногие действительно противостояли. Их сажали, и все знали, что есть какие-то политические, все, начиная со студенчества, поскольку не принято пугать маленьких детей. И в этой параллельности послушания и тихого сопротивления по кухням жила ложь. Ложь, помогающая отводить глаза от страдающих, мешающая говорить правду, защищать тех, на кого нападают, не искать виноватых, а отвечать на вопрос: "Что делать в этой конкретной ситуации". И эта ложь проросла и закрепилась. И ещё закрепился страх, страх, что придут ночью, ведь "они всё могут" и "потом ничего не докажешь".

Потом пришла перестройка, потом СССР развалился, потом были лихие 90-е, в которые все, кто мог и хотел приобщиться к новому российскому капиталу, это сделали. Они придумали хорошие правила, удобные грабить без каких-либо рисков наказания. И как только один из своих вякнул про то, что правила - неправильные, преступные, грабительские, и их нужно менять, то его сразу - в кутузку. А как же - кто может сметь "своё суждение иметь". А уже для этого - невозможности иметь своё мнение - было сделано несколько ходов? постепенно все СМИ стали подвластными и подконтрольными. Когда закрыли НТВ с Евгением Киселёвым, то мне казалось - ничего, мне он тоже не очень нравится. И первое время и правда было ничего. А потом год за годом медленно всё стало тухнуть. Сейчас в России журналистики, такой бравой, честной, прямодушной, независимой просто нет.

Начиналось всё с благих намерений: давайте не будем показывать вот этого - ведь это страшно, это тревожит население. И вроде мысль благая, но как известно, благими намерениями... А потом они там стали решать - что гоже показывать людям, а что - нет, иначе ведь всё страшно будет, зачем народ пугать. И так получилось, что многие выбрали хорошую картинку взамен правде, хотя правда она под ногами, она перед глазами, ведь невозможно закрыть глаза на то, что люди встают в очередь в 4 часа утра, чтобы записаться к кардиологу или на то, что не пускают в школу под предлогом безопасности, в школу к своему ребёнку.

Да, так удобно. После стольких лет давления и репрессий человек привыкает жить в мире, полном опасности. И очень хочется от этих опасностей закрыться, спрятаться за стенами безопасности. Хотя бы информационной. но опасность и безопасность - она внутри. И если там есть чувство опасности, то в искусственно созданных условиях безопасности и защищённости нужно создать образ врага. А на него годится любой, кто мешает мирно кушать, играть в танчики на компьютере, ездить в хаммерах или радоваться спортивным соревнованиям. Врагом может быть собственный ребёнок, орущий по ночам и мешающий наслаждаться сытой и довольной жизнью. И тогда новоявленные хипстеры и прочие гедонисты разводятся с жёнами, только что родившими им маленьких деток, и забывают и об алиментах и о детках, а если и вспоминают, то скорее как об оскомине, пока ребёнок не вырастет и не станет хорошей картинкой, достойной показа приятелям в качестве "наследника".

Свобода начинается не с революций, не с гражданского противостояния, не с оппозиции. Свобода прорастает годами, она начинается с принципов. Эти принципы давно известны, их нужно растить, постепенно каждый день шаг за шагом, расширяя границы жизни свободы. каждый это может делать, если хочет. Это трудно, но самая главная революция - внутри человека.

Есть ещё один момент. В России всегда было принято искать виноватых и наказывать их. Но это - тупиковый путь. Если ищешь виноватого, сливаешь на него гнев, то делать дальше ничего уже и не нужно. Ведь "нет человека - нет проблемы". Но в реальности это ведь не снимает проблемы. Проблема всё равно остаётся. Проблема неумения и не желания менять что-либо. Менять обвинительную риторику на созидающую.

Уважение, честность, любовь, забота, внимание, помощь, границы, соучастие, взаимо-действие. Этому нужно учиться. Нам всем нужен тренинг, но без личного решения отдельно взятого человека этот тренинг невозможен. Может быть после событий в Украине и мы - граждане России что-то сможем начать. Менять в себе ради наших детей, ради своего будущего. Как там было сказано в фильме "Убить дракона", в самом конце:

"...
- Зима будет долгой - надо приготовиться, - сказал архивариус.
.........
- Ну что, прохожий, всё с начала? А? - сказал учитель, - Может быть не сейчас, всё-таки дети? Потом?
Ланселот ответил:
- Нет, сейчас...
- Ну, значит, теперь-то и начнётся... самое интересное....
- Готовсь! "

АПД 2. Я ни в коем случае не призываю ни к каким революциям, к борьбе, к оппозиции. Я в своё время очень хотела  участвовать в митингах оппозиции, пока я не услышала риторику "Путина на нары" и не узнала об участии ЛГБТ и националистов. Я даже не против борьбы за сохранение национальной идентичности, только не в ущерб другим. И я не против за борьбы ЛГБТ-активистов за то, чтобы этих людей не гнобили. И я не против обналичивания финансовых преступлений. Я не против, но я и не "за". Я просто хочу жить в свободной стране, в такой, где люди дружно выступают против любой лжи и любого насилия, даже если это насилие применяется к преступникам. "Тот, кто без греха, первым брось камень". Я не брошу. И поэтому я против бешеной солянки из всяких-разных призывов. И поэтому я рада, что не участвовала в событиях на Болотной и подобных им. Принципиально. Хотя я очень сочувствую тем людям, которых сейчас стараются обвинить в преступлениях, которых они не совершали. Но почему только по Болотному делу? У нас что, мало таких несправедливо осуждённых и несправедливо осуждаемых?

В нашей стране так много нужно делать, прежде чем мы придём к освобождению. И каждый это может делать у себя на рабочем месте,  в своём подъезде, своём доме, на своей улице, в маршрутке, в семье, а  самое главное - в своей душе. Прежде чем человек не придёт к внутреннему освобождению, к честности, достоинству, целостности, говорить об изменениях во внешнем мире не приходится, а когда эти изменения произведены, то попутно и мир меняется, потихоньку, незаметно, но безвозвратно.

развитие, размышления, страна, принципы, отношения

Previous post Next post
Up