Неожиданный и повторяющийся страх у ребёнка.

Nov 18, 2013 03:36


Написали мне вот такое письмо. Иногда такие вопросы всплывают в переписке, поэтому я решила с согласия автора ответить на вопросы здесь

"Руфина, здравствуйте!
   Читаю вас уже даже не помню сколько, давно) Мне интересно) И вот несколько дней, как у меня созрела потребность посоветоваться с вами. Я ее поносила в себе, и она...созрела окончательно) Вообще, посоветоваться хоть с кем-нибудь необходимость созрела давно, но вот мысли как-то на вас вышли. По поводу старшего сына. Ему 9 с половиной. Он старший, есть еще сын почти 7 лет, и дочь почти трех лет.
   Наверное, год назад - это точно, скорее и раньше, Федя мне иногда, изредка говорил, что у него вдруг случается такое состояние, когда ему страшно. Он не может объяснить буквально ничего, никаких подробностей. И его это вроде сильно не напрягало. Но сейчас он стал жаловаться на это состояние все чаще и чаще. Вплоть до того, что вчера он мне сказал: "Мама, ну уже сделай что-нибудь! Мне очень это надоело!"
   Вот все, что он может объяснить: наступает внезапно, не связано с местом. Раньше никогда не случалось на уроках, теперь и там. Он говорит, что это чувство в районе груди и живота. Когда я говорю ему, дыши глубже, спокойней, или там возьми меня за руку, он пытается, но говорит, что это не помогает. Говорит, что никакие слова успокоения не помогают, а помогает просто переждать, перетерпеть и оно само уходит. Длится несколько секунд, минуту. Он в этот момент сжимается и напрягается, но с виду это незаметно. Как вы думаете, что это?  

Он кесаренок, экстренное кесарево, не могла бедняжку никак родить. Ну, и опыта было очень мало. Младшего сына и дочь я уже родила сама.
    Мальчик хороший, не знаю даже как описывать) Мальчик и мальчик, мальчишеский) Веселый по жизни. Когда подрос его брат, мы поняли, что у Феди есть такая особенность - он почти никогда не плачет. Да, я потом уже прочитала и про слезы тщетности, и вообще про слезы. Мы вроде прям уж так и не запрещали ему плакать никогда, даже не задумывались об этом, но просто по сравнению с братом мы поняли, что из Феди слезы льются с трудом. Сейчас я даже поощряю слезливость, сейчас он может иногда немножко поплакать, все-равно очень редко. Немножко агрессивный, но я бы назвала это воинственный) Добрый. Даже так скажу: он в плане поведения самый безпроблемный ребенок из всех трех у нас, хоть и первенец. Ну, плохой сон первого года жизни если не брать в счет.
   Вот, Руфина, может быть хотя бы направите мои мысли в нужное русло?"
   Дополнительный вопрос отдельным письмом: "А искать и понимать: что это и откуда растет - это вообще стоит, нужно, возможно? И это не может быть чем соматическим? Он вот сегодня первый раз сказал, что после этого у него иногда болит живот. Это мне уже начинает напоминать панические атаки".
   В силу того, что такие вопросы бывают часто, про психосоматику, про поиски причин, отвечу сразу здесь, чтобы те, кто читают мой журнал, немного разобрались не столько с причинами, сколько с тем, как двигаться к состоянию здоровья и благополучия.
   Столкновение с неприятностями своего ребёнка всегда неприятно, тут возникают и чувство вины, и вопрос: «Кто виноват?», «Откуда это?» и «Куда бежать?».
   Я бы начала с того, что неприятности случаются. Бывает так, что они случились и никто при этом не виноват, просто так сложилось и нужно идти дальше. Мы живём не в безвоздушном пространстве и задача родителя не столько искать причины неприятностей, сколько помочь ребёнку справиться с ними.
  Почему не нужно искать причины? Возможно, что причина неприятностей в том, что кто-нибудь не уследил или же ребёнок столкнулся с чем-то незнакомым, что его испугало. Причин может быть много. В некоторых случаях их можно устранить, в некоторых - нельзя. Но самое главное, пока мы ищем причину, уходит время, время в течение которого можно быстро помочь ребёнку, и за это время ситуация может усугубиться. Пока срок травматизации небольшой, ребёнок разжимается быстро и с необратимым успехом. Чем дольше срок, тем сложнее работа, поскольку сверху на один зажим, на один механизм накладывается куча событий, на них возникает разная эмоциональная, чувственная реакция и это всё переплетается в новый узор реакций, механизмов, ощущений. Поэтому поиск причин - часто тупиковый путь.
   Искать причины через описание психосоматических реакций часто совершенно неэффективно, поскольку рисунок реакций у разных людей сильно отличается. И у одного боли в спине рядом с почками могут означать одно, а у другого иногда почти противоположное. Да если прочитать несколько учебников по психосоматике, сходить на семинары-лекции, то можно многое понять, но всё это время ребёнок будет нуждаться в помощи ПРЯМО СЕЙЧАС. На будущее такие знания могут помочь, но не так тупо: боль в почках означает это..., а боль в печени это... В человеческом организме всё тоньше, сложнее и проще одновременно, и точно индивидуальнее. Поэтому учитесь, разбирайтесь ПАРАЛЛЕЛЬНО помощи ребёнку.

Что можно делать, чтобы помочь ребёнку в ситуации немотивированного повторяющегося страха?

Помочь ему разжаться. Если не касаться напрямую темы страха, панической атаки, то можно: обниматься, много купаться, можно вместе с ним, физические упражнения с мамой и папой расслабленные без какого-либо давления. Убрать по возможности, а иногда обязательно всё, что может давить на ребёнка: соревнования, состязания в учёбе, одежду, давящую постель, тяжёлую пищу. Создать максимально комфортную, безопасную обстановку.
    Наблюдать за его проявлениями, замечать, в чём его поведение изменилось и с какой поры, как оно изменилось. И замечать в чём проявления его зажима.
   Играть с спортивные игры без соревнований. Играть в настольные игры с семьёй, танцевать, делать массаж. И обязательно рисовать, лепить, делать что-то творческое, то, что может выразить его внутренние чувства.
  В какой-то день после организации безопасного и эмоционально приятного состояния можно заняться рисованием страхов или общим придумыванием сказки, сюжета, героев. Поиграть со страхами вообще, внимательно наблюдая за эмоциями, тонкими реакциями вашего ребёнка - когда его глаза нахмурятся, когда его взгляд уйдёт блуждать, а руки займутся суетливыми движениями, когда он захочет отвернуться, выйти из этого пространства. Если такое произошло, нужно сворачивать сказку максимально позитивным образом.
   И через паузу в дня два можно предложить нарисовать страхи всей семьёй. Рисуйте всей семьёй, такое совместное творчество скрепляет семью, создаёт тёплую атмосферу и помогает расслаблению ребёнка. В таких занятиях можно поделиться своими ощущениями. Чувствами, дети могут почувствовать, что бояться можно, что это нормально, и это проходит, и даже родители чего-то боятся, и это не мешает им жить. Инструкция такая: почувствуйте свои страхи, вспомните их все и нарисуйте все. Насколько у вас получается, неважно как получается, важно нарисовать всё. Когда все нарисуют и захотят отложить рисунок в сторону, спросите каждого: «Всё ли ты нарисовал? Может быть что-то осталось из того, что ты боишься? Может что-то ещё хочет, чтобы ты его нарисовал?» когда все рисунки будут готовы, их можно обсудить, каждый может поделиться своими чувствами во время рисования. А потом с ними можно сделать то, что захочется вашему ребёнку (и каждому из участников) - скомкать, раскрасить, сжечь (прямо сейчас, на лестничной клетке или на улице, а не откладывая на потом), раскрошить и развеять по ветру или сделать самолётик и запустить его.

Через эти все действия уйдёт часть напряжения. Возможно, страх не уйдёт, более того, может быть симптомы усилятся. В таком случае единственный путь - это работа с телом. Не нужно дышать специальным образом, не нужно внушать спокойствие, если его у ребёнка в данный момент нет. Можно научиться специальным техникам работы с ребёнком.
     Прежде чем приступать к телесным занятиям с ребёнком обязательно прочитайте книгу Питера Левина «Пробуждение тигра» или его же книгу: «Исцеление от травмы. Авторская программа, которая вернет здоровье вашему организму» или его же книга на английском языке «Trauma-proofing your kids».
   Электронную версию Авторской программы можно купить на OZON.ru за 50 рублей. Приходит она к вам мгновенно. То же самое с киндл-версиями англоязычных книг на Амазоне.

Вообще же проблемы у ребёнка находятся и разрешаются чаще всего в зоне отношений родителей и детей. Родитель и его отношения с ребёнком часто задают состояние ребёнка. Если родитель расслаблен, свободен, спокоен, то ему легко будет помочь своим детям. Поэтому лучше всего телесную работу начинать с себя. Если вам сложно назвать свои чувства, ощущения, эмоции, то вы можете просто не услышать своё дитя. И наоборот, если вы хорошо осознаёте себя, то вам легко будет уловить нюансы состояния ребёнка, даже если он не может что-то назвать.

тело говорит, родители, психотерапия, психология, отношения, дети

Previous post Next post
Up