И снова о доверии миру. Об опыте раннего детства и этапах терапии.

Sep 23, 2013 12:23

     Начну с текста bold_crow

"Не понимаю вопроса "Как мне научиться доверять миру?" (к которому часто добавляют "и мужчинам"). Зачем ему учиться доверять, если он и они не всегда заслуживают доверия, тем более - по умолчанию? Тем более, если нет твердых доказательств, что доверять можно?"...
Нажав на эту строку, его можно прочитать весь

Часто в терапии я встречаюсь с людьми, которые декларируют тотальное доверие миру. Одновременно с этим чувствуют усталость, тщетность, чувство вины. Бывает приходят с хронической депрессией. У таких людей обычно мыслительная установка: "Мир прекрасен и ему можно доверять. И я доверяю". Тело говорит обратное: оно расслаблено, но постоянно замедлено, ответы на вопросы идут с большой задержкой. Человек как будто сомневается: "А то ли я говорю? А на самом ли деле я именно это хочу сказать?" Ключевое состояние тела - замирание, ступор, растерянность, неуверенность. Тело демонстирует состояние опасности, близкое к смерти или полную дезориентацию. Если идти дальше в терапии, то тело выдаёт одновременно несколько реакций:
1. замедленность и нерешительность, желание замереть, прикинуться ветошью, спрятаться, свернуться в клубочек.
2. дрожь, волнение, часто принимаемые за страх, тревогу или испуг
3. гримаса гнева, злости, сопротивления, крик "нет"   
Первое говорит о том, что человек чувствует смертельную опасность и полную безысходность. Второе - о том, что он пытается сориентироваться, принюхаться, понять, что это такое, с чем он встретился. И третье - о сопротивлении, о том, что он чувствует: его границы нарушены и он готов их защищать.
     Первое ощущение самое сильное, оно на поверхности. В принципе все эти сигналы можно охарактеризовать как запрет ребёнку на самостоятельное познание мира. Его процессы самостоятельного познания и формирования индивидуальной карты мира остановлены и ему навязана чужая (родительская карта), где его ощущениям и опыту нет места, его просто не признают. Такой человек в раннем периоде, когда он мог только лежать, есть, плакать и справлять нужду получил сначала послание: "мир враждебен, здесь мне не рады, меня не ждут и мои базисные потребности вряд ли кто-то будет удовлетворять". Потом, когда он начал передвигаться, познавать мир самостоятельно и говорить первые слова, он получил следующее послание: "ты не можешь опираться на свой опыт, потому что твой опыт пока только ошибочен, можешь опираться только на мой-родительский, я уж точно тебя научу жить". Эти два послания противоречат друг другу. То есть сначала ребёнок понял, что рассчитывать на родителя в общем-то не приходится, а потом он вынужден рассчитывать именно на родителя, при этом не доверяя ему. Западня. Стокгольмский синдром. И такой человек привык доверять, сжимаясь, слушаться, напрягаясь изо всех сил.
     Дальше можно многое говорить о том, как формируется иммунная и все остальные системы такого человека. Ясно одно - быть по-настоящему расслабленным, спонтанным такому человеку практически недоступно.
     Чтобы прийти к естественному состоянию чувствительности, нужно научиться слышать реальную опасность и безопасность, слышать соответствующие настоящему моменту сигналы тела, отделять свои прошлые реакции от настоящих, прожить прошлые напряжения и отпустить их. И двигаться приходится как часто это бывает "задом наперёд". Обычно бывает так:
- сначала просто расслабляемся, часто в этот момент приходят слёзы, обвинения и чувство вины одновременно, чувство тщетности, бессмысленности, обречённости и т.п.
- потом приходит очередь гнева, самого последнего, самого поверхностного
- потом работаем с тревожностью, испугом, страхами, переводя это в навыки ориентации, распознавания, интереса, самостоятельного познания
- потом снова опустошение, потом снова гнев, потом слёзы......
    И так можно долго ходить по кругу, всё глубже и глубже проникая в свой опыт, свои телесные реакции, отделяя чужое от своего собственного, нарабатывая свою силу, вырабатывая новые, свои собственные смыслы. И потихоньку приходя к расслабленности и спонтанности. Чтобы научиться доверять, когда есть место доверию, и по-разному ставить границы или бороться, когда доверию места нет. В реальности. На самом деле

Чувствовать затылком, кожей, макушкой, спинным мозгом. И на смену родительского голоса придёт свой собственный, сильный, уверенный, быстро переходящий в спонтанное действие.

Спасибо Оксане Кондратюк utoch_ka за перепост текста bold_crow

тело говорит, родители, психотерапия, самозащита, дети

Previous post Next post
Up