Очень интересное обсуждение вышло в комментариях к этому посту:
http://rita-v.livejournal.com/114276.html. Я опубликую и сам пост, и комментарии к нему. И про психосоматику и про веру в Бога, и про исцеление, и про многое
"Второй день чувствую жжение в области спины, посередине, чуть ниже лопаток. Ощущение такое, как будто там наклеен перцовый пластырь - привет из детства.
То, что я прочла о боли в спине в книге Лиз Бурбо "Твое тело говорит..", почти полностью совпадает с моими мыслями. Вот это особенно отзывается: "Боль в спине может указывать на то, что человек хочет найти повод не делать какую-то работу, так как боится, что люди перестанут ему помогать, если увидят, что он сам отлично справляется".
Боль в ВЕРХНЕЙ ЧАСТИ СПИНЫ, между талией и шеей, говорит о том, что ты ошибаешься, когда думаешь, что счастье других людей зависит только от тебя. Никто не запрещает тебе делать что-то приятное и полезное для других людей, но мотивацию ты должен изменить. Если ты хочешь сделать что-то для человека, которого любишь, то и сделай это с любовью - ради собственного удовольствия доставить этому человеку удовольствие. Не пытайся быть опорой всему человечеству.
Кроме того, ты должен осознать, что люди имеют право мыслить не так, как мыслишь ты, и не делать того, чего ты от них ожидаешь. Они, вероятно, любят тебя, но их любовь может проявляться не так, как ты хочешь. В этом случае ты должен выразить свои желания, сказать этим людям, что они должны сделать, чтобы ты почувствовал себя любимым и т.д. Рано или поздно ты почувствуешь себя достаточно уверенно для того, чтобы перестать нуждаться в этом."
Обсуждение:
Да. И ещё нужно полюбить себя со всеми потрохами :)
Сначала нужно в себе разобраться, а то вроде как я себя люблю, но "странною любовью".
А что значит со всеми потрохами - и плохое и хорошее?
Да, такую, какая есть со всем содержимым.
Самое важное и сложное в этом, имхо, - приняв себя со всеми потрохами, признав, что я такая, не распространить любовь к себе на то плохое, что во мне есть, и не потерять желания и сил меняться к лучшему (ведь не это ли любовь к себе - деятельное желание себе лучшего?)
Вот у вашего малыша ранка появляется, она саднит, нарывает, доставляет ему боль. Вы её разве не полюбите? Я в первую очередь все ранки глажу, все места болящие. И только потом всё остальное. Так и здесь: всё наше
плохое, все наши недостатки - это раны, рубцы, экзема, и чтобы они
прошли, их нужно сначала полюбить. Это как складки на простыне, их нужно
разгладить. Нежно и бережно. Может придётся вскрыть нарывы, спрятанные
глубоко, и когда выйдет весь гной, ничего плохого не останется. Ведь и
Бог любит нас всех целиком, не выясняя плохое и хорошее, Он любит нас
своей любовью и мы, принимая Его любовь, исправляемся. Если вы имеете
опыт целительных исповедей и причастий, поймёте меня.
Полюбить в себе
плохое - не значит оправдать своё плохое поведение или поступки.
Полюбить - здесь пожалеть, открыться той боли, спрятанной за плохим.Нет,
ранки я не глажу, стараюсь не касаться, т.к. это доставит еще большую
боль моему малышу. Я жалею, люблю его самого и не хочу, чтобы ему было
больно (ран, болезней вообще не должно быть -в идеальном смысле). Также и
Бог любит нас самих, но не наши немощи целует (формула "любить грешника
- ненавидеть грех"). Опыт Таинств имею, но с Вами не согласна, либо мы
все же называем одно и то же разными словами.
Я не буду спорить. Только спрошу, а имеете ли вы успешный опыт полного
отказа от глубоки, очень глубоко сидящих в вас недостатков?
Да. Вернее, я-то желанием отказалась, но помог совершенно избавиться - Бог.
Долго думала я как ответить. И поняла.
Вот я, например, больна гордыней. Но гордыня - это не кусок липучки, это поступки, поведение, мотивация, то, что движет моей душой. И вот я выкорчевала гордыню с Божьей помощью. Но ведь гордыня - это один из защитных механизмов депривации, я её сковырнула, а под ней ранки - отсутствующие механизмы поведения, мотивации, регулирования моим
поведением, выбором в жизни. И кроме того, вскрыта рана депривации. и мне нужно
1. залечить эту рану. И принять, признать её.
2. выработать новые схемы действия, выстроить целую систему новых отношений. А это всё - совсем непросто.
Вот эту рану я и имела ввиду, она сигналит нам всё время, пока болит - вот отсюда вырвано плохое, а на его месте - пока пусто. Пока рана не заживёт, оно болеть будет. И здесь мне важно себя принять, и наличие раны, и отсутствие механизмов, и вероятность возвращения старых стереотипов на прежнее место, поскольку новые вырабатывать ох как тяжко. И всё время нужно себя и контролировать, и дисциплинировать, и искать новые пути и новые реакции, раскрывая своё сердце, а здесь без любви и жалости никак не продвинуться, в том числе жалости к больному месту, к больному (то есть к себе).
Совершенно согласна с ходом Ваших рассуждений, но не согласна с выводом.
А что вы считаете выводом?
Возможно, я все-таки Вас неверно поняла: Вы говорите, что нужно полюбить человека, его тело и душу, даже болящие, раны как больные места, части тела, - но не сами по себе?
Именно так. Раны как больные места, части тела, части целого.
Скажите, а вы лекарствами пользуетесь?
Пользуюсь.
Это многое объясняет. Мы не пользуемся. Отсюда столь разный опыт исцеления.
Что касается тела
И души, я же о гордыне говорила, и даже развернула свой опыт.
Мне сложно судить, но предположу, что при лечении тела и неприменении при этом лекарств (кстати, вы и травами не пользуетесь?) такой акцент на жаление ранки оправдан. Но при лечении души, духа, мне кажется, это не столь необходимо, потому что акцент смещается на действия Врача. Кроме того, любовь к себе (а значит, и желание себе исцеления) само собой разумеется, и лишняя зацикленность на этом не нужна.
Да, вера сильно помогает, но и своя готовность к изменениям тоже важна. Помните, что говорится про старые мехи и новые?
Безусловно,без готовности и желания меняться никуда! И, мне кажется, она тем болеесильна, чем мы видим то, что нам надо изменить, и хотим от этогоизбавиться, т.е. не любим это в себе, ненавидим. А почему хотим избавиться? Потому что противопоставляем себя болезни, греху. Я это имела в виду в самом начале) А любовь к себе, признание себя таким,
какой есть, - должна быть, конечно, безусловна, без уныния и нервического опускания рук. Я поняла: в нашей дискуссии практически опускала это именно из-за того, что это так по умолчанию, априори :) И смутил меня особый акцент на этом. Да, это важное условие, но не ключевой, не решающий момент - во всяком случае, при исцелении души.
А если поражение столь сильное, что есть это нервическое опускание рук и слёзы-слёзы-слёзы? Понимаете,
как только мы загоняем в жёсткие рамки: вот так можно лечить, а так - нельзя, мы ограничиваем в себе свободу творчества. И я не могу любить, одновременно испытывая ненависть, это мне чуждо абсолютно. Я могу отделить вредное и перенести его туда, куда ему место, понимая закон сохранения энергии и круговорота вещей в природе. Например, я отслаиваю болячку и отправляю её в компостную кучу, и она ещё мне пользу принесёт. Так и с гордыней, всю энергию, реализуемую в гордыне, я преобразую сначала в энергию своего несчастья, потом слёз, потом открытости и ласки, потом в новый порядок жизни. И так всё, за исключением того, что Бог запретил. Например, использование крови и поедание жира. А также зависть к другим и осуждение других людей.
Если поражение настолько сильное, то надо брать себя в руки, не отчаиваться :) Минутная слабость у всех может быть.
Испытывание ненависти мне тоже чуждо, но я говорила про ненависть как отношение: различение добра и зла и соответствующее к ним отношение - принятие, стремление и непринятие, отторжение. Это совсем не ненависть-чувство,
когда внутри все возмущается и кипит, и сжигает ненавидящего же. Про гордыню интересно написали. А что такое "энергия несчастья"? И слезы - о чем?
Для меня это какое-то рафинированне очень тонкое интеллектуальное различение ненависть как отношение и ненависть-чувство. Это всё равно, что "бью дитя с любовью", по мне это оксюморон.
Энергия несчастья - это та жизненная сила, что есть в человеке, когда несчастье переполняет всю его душу. То есть в этот момент слепляется несчастье и жизнь, и выпуская на волю это чувство, просто отпуская его, облегчаешься, оно побудет-побудет, и если больше не за что зацепиться, то оно уходит, и при ходит жизненная сила слёз. Слёз о своей потерянной
душе, слёз растерянности и просто слёз очищения. Там много чувств сменяет друг друга, всё то, что было в детстве задавлено, вытеснено, запрещено, не прожито.Интересно описали, спасибо, никогда не думала с этой стороны. Это психологический подход, душевный, то, что человек делает сам, и направлен он, как мне кажется, большей частью именно на избавление от внутренних зажимов,комплексов, старых травм, и в этом он может быть весьма эффективным. А я говорила о духовном аспекте (что касается грехов, а не физической болезни, хотя именно болезни души часто бывают причиной болезней тела), о том, что человек не может сделать для себя сам, и это делает Бог. Поэтому хотела бы еще спросить, как Вы считаете, где предел эффективности Ваших действий? какое место Вы оставляете Богу? У меня несколько другой опыт, если позволите, поделюсь :)
Возьмем ту же гордость, гордыню. Борюсь с ней уже много лет, с тех самых пор, как осознала эту потребность. И эта борьба у многих людей, кроме иных подвижников, может длиться всю жизнь, т.к. гордыня, эгоизм - один из самых "естественных" для человека грехов в Этом мире, помогающих заботиться о себе, защищать себя, выжить. И Вы совершенно правы, что совсем изжить в себе это, кардинально изменить мышление и поведение очень сложно. Даже если мысли и действия изменятся, то где-то глубоко все равно может тлеть этот огонек "самолюбия", превосходства личного и
личных интересов над другими хотя бы в малейшем и т.п. Совершенно - очень сложно избавиться, для этого надо обновить все свое существо. И тут оказывается, что что невозможно человеку - возможно Богу. У меня получается так:
1. я признаю, сознаю в себе этот грех и что мне надо от него избавиться;
2. я печалюсь о том, что обладаю таким свойством; если есть слезы - плачу, но чаще слез нет от жестокосердия и закостенелости;
3. каюсь в этом внутри себя и перед Богом на исповеди, причащаюсь;
4. исповедь и Причастие подают, если Богу угодно, благодать, силы для иного поведения в привычных ситуациях, с людьми, направленного на подавление гордости, но питающие смирение и любовь к ближнему. И одновременно Господь таинственным образом меняет мое существо, возвращает (не сразу, постепенно) цело-мудрие, а раны греха на моей
душе, от которого я отказалась, - прижигает, и исцеляет, и потом, в зависимости от моего расположения, может не остаться даже шрама.
Пока я была воцерковлённой, всё так и происходило, я становилась не столько чище и добрее, а как бы очищенной и освещённой и на этом свету и чистоте держалась до очередного покаяния и причастия, то есть жила исключительно за счёт Его воли и силы. но ведь у нас и свои таланты есть, они изначально Им даны, и их нужно возделывать. И вот без
воцерковления не стало у меня этой благодати Таинств. Почему мы не воцерковлены - отдельный, длинный и малоинтересный разговор для тех, кто нас мало знает. И пришлось возделывать те таланты, которые Им же и
даны. И тогда нужно совершенное перевоспитание себя, перестройка, если хотите, перемена ума или "метанойя" (именно так называлась исповедь на греческом, прежде чем она пришла к нам как "покаяние"). Вот здесь есть ссылка на статью про метанойю:
http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/sem_tserkovnyh_tainstv/pokayanie/5g7_2_6-all.shtml Если
есть воцерковление и человек пришёл на исповедь с полным покаянием и готов воспринять себя нового, то метанойя может совершиться прямо там благодаря Таинству. Без Таинства этот путь дольше, он очень связан с жизнью и поведением человека, ведь освободив душу от грязи наших прошлых поступков её нужно заполнить чем-то новым, чтобы тело, душа, дух не скатывались на прежние рельсы, а для этого нужно время, поиск, прорастание нового и иногда в процессе этого поиска обращаешься за помощью и к психологии и к мистицизму, но, безусловно, всё это происходит по воле Божьей, важно верить и обращаться за помощью к Нему. Только сосуд одухотворяется, благодать приходит тогда, когда тело уже есть, тогда новое как бы уже становится на ноги, оживает и дальше уже само действует, но вот этот процесс поиска новых путей, нарастания плоти, он непрост, часто проблемен. И мне лично очень нужны свои действия по самоконтролю, отслеживанию своих побуждений, ни в коем случае не подавления, а превращения энергии в нечто иное, новое, хорошее. Подавленная энергия, она спрячется и в теле, и в душе, и потом как сжатая пружина будет сидеть, когда-нибудь выскочит обязательно. Как то так. Долгий путь, трудный, но очень нужный, и без специальной дисциплины, которая прорастает прямо здесь никуда не денешься.
Мы с Вами пересекались пару лет назад в жж, также дискутировали, застала некоторые Ваши посты о критике Церкви и Ее учения, поэтому не могу сказать, что совсем не знакома с вами :) Изменение ума и обновление существа (не использую пока термин метанойя - внимательно прочитаю статью завтра) может произойти по благодати Божией и не через
Таинства. Яркий пример - Мария Египетская, которая 40 лет прожила подвижницей в пустыне, стала человеком святой жизни и природы, и лишь перед смертью Господь послал к ней священника, чтобы исповедать и причастить. Такое возможно, но такие случаи - все же исключения их правила. Согласна, что надо и самим стараться, а не лишь освящаться
благодатью Божией, как Вы написали, под лежачий камень вода не течет, Царство Божие силою берется, и прилагающий усилие достигает его и далее по тексту. Но и гордо полагаться лишь на свои силы не стоит, тем более прибегать к мистике, имхо. Однако про самоконтроль, неусыпное трезвение усиленно плюсую - это крайне, крайне важно. Вот это трезвение, например, можно воспитать и самим; но исцелять, воцеливать, изглаживать, убирать так, будто никогда и не было (по расположению человека - сразу и навсегда или постепенно), - все же дело только Божие.Со всем соглашусь, кроме двух моментов. Я слово мистика спокойно могу заменить на чудеса. И тогда всё будет в
порядке. Мистика хотя бы в том, что по молитве и птицы могут петь в абсолютно безрадостный день, вдруг по молитве. Да, кстати, и сами православные много пишут о мистицизме, хотя эта риторика больше католическая.
И гордыни нет, есть иногда ранимость, обидчивость. Скорее, уже ожидание камней в свой огород. Конечно, всё по воле Божьей. И волос не упадёт с наших голов без Его воли.
Ранимость, обидчивость, мнительность суть плоды гордости (мне лично это ой как знакомо).. И конечно, согласна, что интернет и живое общение совсем не одно и то же :)
Я тоже раньше так думала. Да, во взрослом состоянии гордость становится объединяющим началом для обидчивости, ранимости. Но если вдуматься в слова, то ранимость от слово "рана", обидчивость от слова "боль". И когда мы обижаемся, то у нас появляется рана и боль. Ведь что получается чаще всего во время обиды или раны, мы, взрослые (хотя это
исключительно детская эмоциональная реакция) чаще всего говорим - он(а) нас обидел(а), вместо того, чтобы сказать "мне больно", "у меня открылась рана". И тогда это будет правдой. Ведь тот другой. очень часто и не хотел обидеть. А если и хотел, то вот здесь уж наша гордость срабатывает, мы кидаемся с обвинениями и самозащитой. И гордость она
проявляется не в боли, а в обвинении. Но опять же гордость - один из механизмов самозащиты, не больше. Ей слишком много уделяется внимания и места. И вот это уже не механизм самозащиты и регуляции жизни, причём не исключительно важный, а один из возможных механизмов. А это становится ГОРДОСТЬЮ, вещью в себе, когда она уже больше человека. А если не подавлять, а искать корни, то получится, что все причины гордости в израненном детском сердце, что когда-то не дали прожить эмоции, чувства, страхи, стрессы, говорили "не плачь", "это ерунда", "нашёл(ла) из за чего плакать", ну и многое подобное, навязывая представления: так "нормальные люди не делают, а делают вот так", большое развитие гордости - симптом того, что человек очень далёк от себя подлинного, настоящего без защитных ежей.
Да, мы с вами уже встречались на просторах ЖЖ. Но одно дело в ЖЖ, другое дело знать человека в жизни. Увидя человека, пожив с ним, получаешь ответы на многие вопросы. Здесь же только словесный канал коммуникации.
Весь текст можно прочитать в тексте
Тело говорит