Интеллектуальная гибкость продлевает жизнь.

Aug 16, 2012 12:29

Оригинал взят у yury_shevchenko в Как преодолеть разъединение в современных семьях?



В интервью Тахир Юсупович Базаров, основатель и научный руководитель Интернет-сервиса развивающих игр "Ликео", делится своими мыслями о кризисе современной семьи, способах достижения долголетия и о моде на создание интеллектуальных пространств совместного творчества.

Тахир Юсупович Базаров - доктор психологических наук, профессор МГУ имени М.В.Ломоносова, научный руководитель Института практической психологии НИУ "Высшая школа экономики", председатель Экспертного совета Российского психологического общества, учредитель компании «Центр Кадровых Технологий - ХХI век», основатель и научный руководитель Интернет-сервиса развивающих игр «Ликео».

Тахир Юсупович, что делать с тем, что люди, несмотря на то, что хотят быть здоровыми, умными и счастливыми, часто ничего не делают для этого? Ситуация порой возникает такая, какой была в одном западном фитнес-центре. Этот фитнес-центр находился на втором этаже. Туда вели два пути: лестница и эскалатор. Большинство посетителей фитнес-центра выбирало эскалатор, чтобы подняться наверх.  Вообще, эта наблюдение демонстрирует то, что человек зачастую склонен сберегать свои усилия, вопреки желанию вести активный образ жизни. Как же преодолеть сопротивление людей и нежелание заниматься собственным интеллектуальным здоровьем?

Мне известно два понятных способа преодоления собственного сопротивления. Первый я бы назвал достижением некого предела и появлением чувства безысходности. Что это может быть? Например, болезнь в такой ее разновидности как инфаркт. Для человека это может быть основанием бросить курить. Причем до этого он не мог это сделать, сколько ни старался и ни пробовал. А тут раз - и все само произошло. Вообще, предел - это ситуация кризиса, когда человек сам понимает, что жить дальше так, как он жил до сих пор, больше нельзя. Для того чтобы начать меняться, человеку нужен кризис.

В интеллектуальных видах деятельности, появление кризиса - более сложное событие, чем в случае физического здоровья. Например, молодой человек очень хотел поступить в ВУЗ, но не поступил. В этот момент он начинает осознавать, что недостаточно приложил усилий для достижения этой цели. Возникает вопрос - что дальше делать? Ждать целый год? Хватит ли ему мотивации? Так как целый год нужно полностью посвятить подготовке. Получается, что преодоление кризиса возможно при своеобразной паранояльности человека, когда он видит свою цель так, как будто это случится завтра.В этом случае он способен преодолеть инерцию, увидеть лестницу, и понять, что это его лестница.

Второй способ преодоления сопротивления связан с групповым давлением, модой или принятием ценностей референтной группы. Очень часто бывает так, что второй путь оказывается более быстрым и успешным. Может быть, он не очень сильно внутренне осознан для человека, но при этом может вести к изменению поведения, ценностей и установок.  Если вы хотите принадлежать к обществу, где курение считается чем-то неприличным, то у вас есть много шансов бросить курить и почувствовать себя хорошо. Речь идет о принадлежности к какой-то группе людей, исповедующих определенный набор ценностей. Мне кажется, что вот этот путь более реален при том подходе, о котором мы говорим. А говорим мы о различного рода интеллектуальных тренировках, связанных с развитием интеллектуальных способностей личности.

При этом здесь важно обсудить те проблемы, с которыми сталкивается современный человек. С одной стороны, вокруг нас присутствует очень много информации. Информационное пространство никогда до сегодняшнего дня не было таким открытым и доступным. С другой стороны, людям сложно сделать выбор в пользу того или иного продукта, подхода, интеллектуальной схемы, которая бы помогла справиться с потоком информации. Самое интересное, что на этом фоне возникает определенная скука. Люди как бы выключаются из настоящей жизни. Они скорее хотят попереключать кнопки, посмотреть маленькие фрагменты каких-то совершенно несвязанных между собой сюжетов по телевизору. Либо полазить по Интернету, не понимая, что они ищут. Они как будто движутся и поглощают что-то, но  на самом деле, это поглощение оказывается малопродуктивным, поскольку оно не предусматривает переваривания и переработки. В конечном итоге оказывается, что это поглощение времени, а не чего-то полезного. Пожирая свое время, человек еще более усугубляет ситуацию. Ему некогда, да и  не о чем поговорить с близкими.

Если резюмировать, то получается, что мы сегодня реально находимся на пороге кризиса доверительных отношений между людьми,  кризиса коммуникации, преемственности. В итоге - кризиса семьи, как института передачи ценностей от одного поколения  другому. Невозможно жить так дальше: родители переживают по поводу того, что дети находятся от них слишком далеко. Находясь рядом, они не могут найти общего  языка. Дети переживают по поводу того, что они не могут унаследовать что-то позитивное из опыта и жизни родителей.

Что же делать в этой ситуации? Думаю, что решение этой проблемы сегодня - это своеобразная мода создавать интеллектуальное пространство внутри семей, пространство интереса к друг другу, интереса к тому, кто живет рядом. Я рассматриваю продукты «Ликео» как ориентированные на семейные ценности, в который могут играть одновременно и дети, и  их родители. Это нечто, скрепляющее семью, создающее предмет для обсуждения. И очень важно, чтобы этот предмет был и содержательным, и развивающим.

Не могли бы Вы пояснить, как с помощью игр решить проблему разъединенности семьи?

Мы сейчас переживаем эпоху, когда от индивидуального творчества происходит переход к совместному творчеству. Я очень легко могу себе представить родителей, которые подпишутся на игры «Ликео», и будут сидеть рядом с детьми в качестве контролера, смотреть, как ребенок решает эту задачу, сколько баллов он набрал. Но это не даст того результата и эффекта, о котором я говорю. Эффект возникает в том случае, если они будут делать это вместе, если родители испытают это на себе. Если они устроят внутри семьи такой взаимный контроль, то для них это будет совместная игра в «кто кого переиграет».

Потом мы привыкли к мысли о том, что с возрастом происходит снижение интеллектуальных функций. Сейчас спросите на улице любого человека лет 40, сможет ли он сдать вступительные экзамены, которые он сдавал лет 20 назад. 95% людей скажут, что нет - не смогут. Люди согласны с тем, что с жизненным опытом они деградируют. Они готовы признать, что с опытом происходит снижение интеллектуальных функций. И это ужасно. Сегодня такое время, когда интеллектуальные функции надо поддерживать на высоком уровне в любом возрасте. И самая простая и доступная задача для этого - это дети. Дети, а для многих и внуки, выступают тем зеркалом, с помощью которого мы можем отслеживать свой собственный интеллектуальный путь.

Психологи доказали, что интеллектуальное развитие человека продлевает жизнь физическую. За счет чего? За счет того напряжения и интереса, которое дает интеллектуальная деятельность. Она не насыщаема. Не насыщаемо творчество. Это единственный путь к решению личных проблем, проблем со здоровьем, проблем во взаимоотношениях с людьми. И самое главное - проблемы того, где ты находишься сейчас - ты вообще в этой среде, современном мире живешь или ты отстал от этого мира? Для многих людей это очень важный показатель.

Мы можем с вами увидеть, что распространенные сегодня болезни: онкологические, кардиологические, часто сопровождают тех людей, чья интеллектуальная деятельность находится в пассиве. Не очень согласен с теми врачами, которые говорят, что нужно больше заниматься физическими нагрузками для того, чтобы преодолеть эти болезни. Ничего подобного - надо нагружать себя интеллектуально. И тогда человек, который этим занимается, а это не запрещено никому, будет жить столько, сколько в среднем живет профессор. А профессор любой страны мира в среднем живет на 15-20 лет дольше, чем остальные люди. Почему? Потому что он все время в поиске, он вовлечен в постоянную интеллектуальную активность. На это я бы обратил внимание, как на довольно практическую вещь, связанную с жизнью каждого из нас.

Означает ли это, что своим интеллектуальным здоровьем должны заниматься те, кто уже столкнулся с трудностями, а остальные могут жить спокойно?
Думаю, что поддержание интеллектуального здоровья, в первую очередь, заинтересует людей, которые уже столкнулись с проблемами в этой области. Это естественно для них. Но при этом я не исключаю, что у взрослых людей развита перспективная рефлексия и они думают о своем будущем. Особенно это касается тех, кто достиг 30-летнего возраста и занимается напряженной работой, связанной с интеллектуальными усилиями.

Ученым известно, что с возрастом способность решать проблемы в новых и незнакомых ситуациях (то, что получило название гибкого интеллекта) падает, а вот способность опираться на имеющиеся знания и опыт при решении проблем (кристаллизованный интеллект) растет. Если представить себе график, где нарисованы кривые гибкого и кристаллизованного интеллекта, то особенно важна та точка, где они пересекаются. Важно, чтобы человек собственными усилиями продлил и увеличил тот потенциал, который возникает в этой точке.
Сегодня большинство из нас существует в абсолютно искусственной среде. Динамика изменений настолько высока, что без гибкого интеллекта нельзя просто быть конкурентоспособным. Кроме того, без гибкого интеллекта нельзя дольше прожить. Кристаллизованный интеллект не дает возможности прожить дольше. Увеличиваясь с возрастом, он приводит к тому, что человек в основном пользуется старыми схемами и не формирует новых моделей. Дело даже не в ухудшении памяти или внимания, дело в том, что человек выпадает из общего процесса. И те, кто этого не поняли сегодня, столкнутся с этим как с кризисом завтра. А лучше кризис упреждать и создавать условия для того, чтобы можно было  развивать гибкий интеллект планомерно и целенаправленно. Тогда мы будем иметь людей счастливых, интеллектуально развитых, в хорошем окружении, с богатыми социальными контактами и пониманием, что они сами создают свою собственную жизнь и они успешны в разных ситуациях, которые постоянно меняются.

Дальше, ежели вам интересно, о компьютерных играх для семьи можно прочитать здесь. Но для меня достаточно основного текста.

Не думала, что Тахир Базаров так гибок. Здорово, что он идёт в ногу со временем.

Я совершенно согласна. И думаю, стоит уже начинать вторую жизнь, свободную от вериг и "чемоданов без ручки". Интеллектуально насыщенную. И там, где интеллект постоянно развивается, там и физическая закалка подтягивается. Но сначала в этой второй жизни мне нужно вырасти и окрепнуть.

развитие, размышления, жизнь, радость

Previous post Next post
Up