Алексей Навальный - опытный исследователь проделок рейдерской шайки, известной в народе как Группа ВТБ - опубликовал отличный доклад "Достойный участник мировых финансовых рынков? Пристальный взгляд на практику работы Группы ВТБ"
Не обойдена вниманием и история с захватом Банка Москвы. Навальный подчеркнуто соблюдает нейтралитет, но все равно картина получается впечатляющая.
"Поглощение “Банка Москвы”
В начале 2011 года ВТБ решил приобрести «Банк Москвы», шестой по величине финансовый институт в России. По замыслу руководителей ВТБ, покупка должна была стать разумным стратегическим шагом, который позволял ВТБ значительно усилить свои позиции среди розничных банков и продолжить игру на поле крупнейшего финансового института России, Сбербанка. Но почти сразу же после того, как процедура поглощения была запущена, на свет начали появляться тревожные сведения о положении дел в “Банке Москвы”. В конечном счете это привело к тому, что в спасении сделки приняло участие правительство - это была крупнейшая операция по государственной поддержке коммерческого банка в истории России.
«Банк Москвы» начал работу в 1995 году: тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков поручил Андрею Бородину создать банк, который контролировался бы правительством города. Но в 2010 году в процессе политической борьбы президент РФ Дмитрий Медведев в довольно грубой форме отправил Лужкова в отставку - и будущее банка оказалось под вопросом.
Несколько месяцев спустя, и при полной поддержке правительства, ВТБ осуществила поглощение банка, выкупив долю городских властей - 46,5% - за 3,7 млрд.долл. США, а также миноритарный пакет акций, которым владела “Столичная страховая группа”.
Уже после того, как ВТБ получил полный контроль над “Банком Москвы”, стало ясно, что в балансе последнего есть огромная дыра. ВТБ утверждает, что он внезапно обнаружил сомнительные кредиты на миллиарды долларов, которые были выданы предприятиям, тесно связанным с топ-менеджерами банка - и что почти половина кредитного портфеля “Банка Москвы” оказалась под угрозой дефолта7. Столкнувшись с риском немедленного краха “Банка Москвы”, и боясь, что его последствия могут быть похожи на катастрофу после крушения Lehman Brothers, Банк России предоставил гарантированные государством ссуды на сумму около 14 млрд. долларов по процентной ставке существенно ниже рыночной8. Это была самая крупная в истории России спасательная операция в исполнении государства - на нее было потрачено около 1% от годового объема ВВП.
Масштаб нанесенного ущерба крайне трудно определить исходя из бухгалтерских отчетов ВТБ. Творческий подход к бухгалтерскому учету позволил ВТБ создать - по крайней мере, на бумаге - 5 млрд. долларов прибыли от этой сделки. Схема была проста: основная часть помощи пришла в виде 10-летнего государственного займа под 0,51 процентов годовых. Полученные таким образом средства были вложены в государственные ценные бумаги - уже под 8 процентов в год. На бумаге эта бухгалтерская операция создала прибыль для ВТБ, а в реальности Банк России осуществил одну из самых щедрых программ рекапитализации банков в мире.
В конечном итоге, в отношении Бородина и еще одного бывшего менеджера “Банка Москвы”, Дмитрия Акулинина, были возбуждены уголовные дела в связи с выданным в 2009 году кредитом на 443 млн. долларов, которые, как утверждается, осели на счете, контролируемом Лужковым и Батуриной10. Находясь под давлением, Бородин и Акулинин бежали из страны и были вынуждены продать свои 20 процентов акций за низкую цену. Почти сразу же ВТБ начали обвинять в том, что перед покупкой банк не провел должные финансовые проверки приобретаемого актива, и именно это привело к катастрофическим последствиям. Сам Бородин настаивает, что сделка была нужна Кремлю лишь затем, чтобы захватить привлекательные активы11. Он говорит, что никакой дыры в балансе “Банка Москвы” не было - ее создали искусственно, чтобы направить государственные деньги в ВТБ, и, возможно, скрыть дефицит на балансе самого ВТБ.
Кроме того, он утверждал, что в результате намеренных манипуляций с бухгалтерской отчетностью его доля в компании была недооценена, и это позволило ВТБ купить ее по бросовым ценам. Бородин также отметил, что правительство просто не могло не знать о бухгалтерских проблемах такого масштаба, ведь после кризиса 2008 года «Банк Москвы» получал небольшие объемы помощи от государства, и целая команда сотрудников Банка России работала внутри «Банка Москвы» и была прекрасно осведомлена о положении дел в банке.
В ВТБ утверждают, что теплые отношения “Банка Москвы” с мэрией во времена Лужкова позволяли банку избегать надлежащего надзора со стороны регуляторов. ВТБ называл сделку чисто "стратегической" и настаивал, что политика здесь не при чем. Если предположить, что все это правда, все равно остается загадкой, как ВТБ удалось пропустить в бухгалтерии “Банка Москвы” дыру такого размера, что она тут же обратила многомиллиардные вложения в пыль. Кроме того - и это уже совсем удивительно - если Бородин и его управленцы действительно нарушали закон, то почему никому из них не предъявлены обвинения? Прошло уже больше года, но похоже, что серьезное расследование этой истории даже не начиналось.
Эпизод с поглощением “Банка Москвы” также заставил говорить о том, что правительство вмешивается в работу рынка в политических целях, все больше консолидируя российский банковский сектор в руках государства. Некоторые эксперты считают, что расширение доли государства будет препятствовать росту частных банков, поскольку государственные учреждения могут рассчитывать на куда более выгодные условия привлечения финансирования, чем частные игроки"
Полный текст доклада здесь -
http://andrey-borodin.com/doc/VTB-doklad.pdf