(no subject)

May 15, 2017 00:31

Перечитала «Три сестры» Чехова. Я была знакома с этим произведением раньше, но почему-то в этот раз пьеса меня пронзительно тронула, задела, ранила.

Герои драмы много размышляют о счастье: существует ли оно, возможно ли в нашем мире, может ли человек его достичь? И, если нет его сейчас, возможно ли оно через двести, триста лет, пусть не у нас, - у потомков? Или жизнь будет течь так же?

У Антона Павловича данная тема звучит тема лейтмотивом во многих произведениях; его мятущиеся, мучающиеся герои мечтают о грядущем или потерянном счастье, жаждут его и… не могут обрести.

Вершинин в «Трех сестрах» говорит: «И как бы мне хотелось доказать вам, что счастья нет, не должно быть и не будет для нас… Мы должны только работать и работать, а счастье это удел наших далеких потомков».

Тузенбах отвечает ему: «Не то, что через двести или триста, но и через миллион лет жизнь останется такою же, как и была; она не меняется, остается постоянною, следуя своим собственным законам, до которых вам нет дела или, по крайней мере, которых вы никогда не узнаете. <…> Счастья у нас нет и не бывает, мы только желаем его».

Герои пьесы тоскуют о потерянных возможностях, размышляют о том, осуществимо ли радостное, светлое будущее. Но конец... конец чувствуется, ощущается, висит в воздухе - ужасный, неотвратимый, беспощадный. Сестры никогда не уедут в Москву, Андрей не станет профессором, Маша больше не увидит Вершинина, а Тузенбаха убьют на дуэли.

Отчего светлое, умное, чистое - уходит в никуда. Почему? От бездействия?

Оторванные от жизни интеллигенты, любящие жить исключительно фантазиями, -- или непонятые, не реализовавшиеся в жизни люди? Неужели их судьба, наша судьба, - жить и страдать для того, чтобы через двести-триста лет потомки достигли счастья? Справедливо ли это? Осуществимо? Или же они, как и мы, будут утешать себя мыслью о том, что живут для чьего-то светлого будущего и что в этом заключается их предназначение? Замкнутый безнадежный круг...

Чехов создает присущую только его произведениям светлую грусть, почти надежду. Как жаль… как жаль героев пьесы и как жаль нас.
Антон Павлович, Антон Палыч, отчего так хочется плакать? Может быть, вы правы? Может быть, нет его, этого счастья, которое все ищут и так отчаянно пытаются симулировать? И спасение только в труде?

«Придет время, все узнают, зачем все это, для чего эти страдания, никаких не будет тайн, а пока надо жить… надо работать, только работать!»

«Пройдет время, и мы уйдем навеки, нас забудут, забудут наши лица, голоса и сколько нас было, но страдания наши перейдут в радость тех, кто будет жить после нас, счастье и мир настанут на земле, и помянут добрым словом и благословят тех, кто живет теперь. О, милые сестры, жизнь наша еще не кончена. Будем жить! Музыка играет так весело, так радостно, и, кажется, еще немного, и мы узнаем, зачем мы живем, зачем страдаем… Если бы знать! Если бы знать!»

И тут почему-то мне слышится звук лопнувшей струны из «Вишневого сада»...

#Чехов #АнтонПавлович #Три_сестры #Трисестры #русскаялитература #мысливслух

#Три_сестры, #Чехов, #мысливслух, #АнтонПавлович, #Трисестры, #русскаялитература, мысли по поводу и без

Previous post Next post
Up