Конспект выступления для Паблик Спич в рамках альтернативного дня города.
Общий хронометраж: 30 минут
Паблик спич попросил рассказать повторно о том, что в этой сфере происходит и, раздумывая над темой, оглядываясь вокруг в поиске очень качественных глобальных изменений, я пришел к выводу, что происходит самообразование.
И то, что делалось легче всего описать как бакалавриат. Постпроект это способ ретроспективного описания происходящего. Предположим, что четыре года назад вам предложили поучиться урбанистике в Омске…
В первые семестры вы знакомитесь с областью знаний, определяете круг вопросов, на которые хотели бы получить ответы. Деловая игра «гражданин мэр», формирование сообщества «Омск - город для людей» и первый пикник - удобные формы для таких раздумий. На втором курсе начинается проектирование - сначала малый сквер для студентов на набережной и всего несколько дней на решение задачи, потом более сложная крепость, более крупный пикник. Третий курс - знакомство с городской инфраструктурой, продолжение проектирования крепости, площади, улицы, интервенция в культурное пространство города. На четвертый год попадаются сложные задачи - главное общественное пространство города, формирование междисциплинарных команд на проекты с закреплением в городской среде. Пятый год - считай, диплом - весь город станет объектом проектирования, команды отправляются на окраины работать с конкретным жителем.
Учебная программа строится на нескольких принципах: урбанистический подход, междисциплинарность, возможность обратиться к лучшим российским экспертам, следование технологии проектирования и тестирования гипотез, работа над реальными пространствами, различные интервенции меняют город.
В последнее десятилетие урбанистический подход связан с двумя личностями - Вячеславом Глазычевым и Александром Высоковским.
Глазычев считает, что урбанистика разделилась на три ветви, но подлинная практика состоит в их сочетании. Если отделить художественную форму - получится скульптура, если ее убрать - ЖКХ, голая застройка теперь тоже мало кому интересна, а без жителей мы получим обычное советское градостроительство.
Высоковский организовал первую в России магистратуру по урбанистике, в которой преподают лучшие спецы. И нужно понимать, что эта профессиональная сфера родилась не вчера, а сравнительно непрерывно развивается с 1960-х годов.
Согласно Высоковскому, урбанистика - это наука управления территориальным развитием, которое обеспечивает баланс между текущими задачами и перспективой, опираясь на правовое регулирование развития. Ремонтируя улицу сегодня, вы должны понимать как это отразится на ее инвестиционной привлекательности и качестве общественного пространства завтра и какие еще решения должны быть для этого приняты.
Междисциплинарность - исследование и проектирование одного объекта специалистами из разных областей знаний - в нашем бакалавриате заняты несколько кафедр - кто-то занимается собственно дизайном образовательных программ и их обеспечением, другие - пространственным и средовым проектированием, социо-культурным программированием и художественными интервенциями, информационными технологиями и вопросами экономической устойчивости. Разные команды представляют собой своеобразные студии, мастерские, в которых в сотрудничестве с экспертами и профессорами протекает учебный процесс.
Экспертами программы, как говорилось стали специалисты разных областей, одни из лучших своих сферах в России планировщики, архитекторы, спецы по социокультурному программированию и так далее. Многие из них сотрудничают с мэриями крупнейших городов - Новосибирска, Самары, Москвы, представляют ведущие учреждения в урбанистике - ВШУ, НИПИ Генплана, Стрелку, НИПИ Урбанистики и другие, обладают зарубежным опытом.
Среди множества образовательных мероприятий можно выделить, например, несколько спецкурсов, которые как бы случайно выстроились и даже могут быть доступны онлайн: Основы урбанистики нам преподавали Александр Ложкин, Виталий Стадников, Елена Чернова, Ирина Ирбитская.
Отдельные аспекты были представлены Вуканом Вучиком - транспорт, Екатериной Гольдберг - культурное программирование и общественные пространства, Юлией Панкратьевой - сохранение наследия, Михаилом Приемышевым - проектирование городской среды и временных сооружений.
Важной темой является понимание Омска и его ландшафта - архитектор Никита Шалмин, историк Алексей Сорокин и зам.председателя ВООПИК Игорь Коновалов успешно изложили этот материал в своих лекциях.
Проектирование общественных пространств, улиц и набережных представлено архитекторами из Парижа и Евпатории.
Тема социокультурного проектирования раскрыта с точки зрения исследования сообществ и жителей, разработки проектов и менеджмента их реализации на локальных примерах из Ярославля и Новосибирска.
Следуя технологии проектирования, все курсовики у нас начинаются с полевого исследования или филдтрипа, как модно говорить - некоторые затягивались на годы и к проектам в традиционном архитектурном виде не приводили, но позволяли узнать территории с новых сторон. Прогулка на улице Пушкина длилась более года, в результате получился атлас, фотофиксация, серия интервью и один выпуск местной газеты. В этом году проектная лаборатория «Город своими руками» в течение месяца изучала городок Нефтяников, некоторые результаты уже публиковались, другие лягут в основу проектов и интервенций.
UPD: здесь не упомянут различные другие типы исследований - историко-культурный, социально-культурный анализ, изучение проектного опыта, интервью и прочие.
Продолжение:
http://fima-fr.livejournal.com/248851.html