Feb 11, 2013 02:01
Каждый город, который строится с нуля, претендует на то, чтобы показать, что такое урбанизм сегодня.
Интервью брал в мае 2011, после объявления результатов по Сколково и задолго до объявления конкурса на агломерацию. Опубликовано не было.
Это будет...
Рабочий город, который способствует производству инноваций
Частный город. Потому что он делается государством волюнтаристски, как корпорацией.
Если эта идея обещает разговоры на тему нормативов, среды, урбанизма, то давайте пожертвуем этим полем [в Сколково] и поставим на нём эксперимент.
В процессе отсутствуют публичные слушания и прочие согласования...
Именно поэтому он выглядит как государственный пилотный проект.
Попытка изменить нормы здесь будет сделана комплексно и фонд несет ответственность за все виды экспертиз. Очевидно, что нормы могут быть усовершенствованы, и эта инновация приветствуется.
Насколько инновационны представленные проекты?
Ничего инновационного в градостроительстве изобрести сегодня нельзя.
Другое дело, что для России инновацией является выбор удачного решения.
Где-то существуют все схемы, вопрос - какую применить. Цена ошибки крайне высока.
Выбор жюри
Корпорация попросила выбрать два проекта из шести. Сделать это было довольно просто.
Было три проекта, которые конкурировали между собой:
Mecanoo - римская Пьяцца Навона, жесткое ядро. На него было трудно решиться с точки зрения фазирования.
ОМА - как концептуальные ценности, как позиция. Штука устроена просто: верхняя балка технологическая, а нижняя - жилье.
Arep - экологичный. Концепция urban villages. Они были зелеными кремлями, которые им посоветовали не использовать: пять кремлей рядом редко встречаются и тут уже есть один красный. Его можно осуществить по частям. Он носит с одной стороны ландшафтный характер, с другой - структурный. Это структура, способная к росту.
Arep был понятным структурно, а такие, как известно, побеждают градостроительно не структурные вещи.
Акценты были расставлены так: Arep показал что можно менять функции в пределах многофункциональности, а OMA - что можно дополнять функции в пределах одной.
У ОМА был такой взгляд - бескомпромиссное заявление.
Макет среды или архитектуры?
Архитекторами часто создается городская среда, которая редко обживается в соответствии с их первоначальными представлениями. А в языке современной архитектуры есть определенные проблемы, которые не позволяют ей конкурировать со старыми городами. Я возлагаю большие надежды на Мишеля Девиня (соавтор Arep) именно как на пейзажиста, поэтому создание красивого пространства скорее возможно.
Как это будет работать - страшно предположить. Это требует от нас другого уровня прогностического знания, потому что такие города целиком не строились.
Если есть выбор сделать или не сделать,- сделай этот выбор, и опыт получат все. Для Москвы это важный опыт, потому что по дороге будет много полезного. Они хотят применить идеи устойчивости по отношению целиком к городу.
Модель города будущего
Если рассматривать ценности, которые положены в модель - устойчивая зеленая среда, общественное пространство, коммуникации, безопасность… это подход к пространству, который мы можем накладывать на другое и смотреть, какая там концепция безопасности. Аналитическая модель. Опыт, который может быть целиком презентован и критикован, что важно - смысл [градостроительного] совета в том, что всё обсуждается.
Это витринный, но не главный проект. Там кусок поля, где коровы ходят, а тут живет 14 миллионов человек, и хочется спросить - кто думает как они уже живут?
На мой взгляд это совершенно необходимая задача вчерашнего дня. Какой уровень понимания мы должны приложить к городу существующему? Это же не поле чтобы накидать здания. Представьте себе, какой это совет, даже не совет, это просто деятельность, глубоко продуманная ответственная фантастическая деятельность.