1 сентября 1919 г. открылась первая в России и в мире государственная киношкола, ставшая впоследствии институтом кинематографии. Как писали тогда в газетах, школа должна была "создать авангард актеров, режиссеров, декораторов, операторов, лаборантов и механиков - мастеров экрана". Здесь должны были формироваться творческие кадры для Великого революционного кинематографа.
Стремительный взлет советского кино 20-х годов, который привел к созданию непревзойденных шедевров мирового киноискусства, начался с открытия 1 сентября 1919 г. первой в мире "Государственной киношколы". Ей суждено было стать не только местом, где получили образование многие поколения корифеев советского кино, но и лабораторией, где создавалась теория первого массового искусства ХХ века, а ее принципиальные положения впервые проверялись на практике. Именно во ВГИКе был снят первый советский полнометражный художественный фильм «Серп и молот». Здесь под руководством выдающегося теоретика и практика монтажа Льва Кулешова, воспитавшего другого титана 20-х годов - Всеволода Пудовкина, возникла советская школа киноактера. Здесь же в начале 30-х годов Сергей Эйзенштейн, возглавивший экспериментальную мастерскую, где учились создатели «Чапаева» братья Васильевы, разработал первые в мире учебный курс и программу по кинорежиссуре.
Уникальная роль отечественной киношколы состояла не только в том, что она опередила время (лишь в 1935 году в Италии был создан Римский экспериментальный киноцентр, и только в 1939 году во Франции организована Высшая школа кинематографии - ИДЕК), но и в том, что, впервые занявшись подготовкой творческих работников кинематографа, она противопоставила узкоремесленническому подходу в кинообразовании концепцию воспитания творческой личности, художника-творца и патриота.
Вся последующая история отечественного кино свидетельствует о плодотворности такого подхода. Подтверждением этому служит выдающийся вклад многих поколений вгиковцев в отечественную кинокультуру. В их числе фронтовые кинооператоры, создавшие трагически-величественную хронику борьбы народа с фашизмом, и те, кто в последующий период не только определял художественные направления и тенденции развития киноискусства, но и в значительной степени мироощущение нации, духовный и нравственный климат в обществе. Фильмы Я. Лапшина, Г.Чухрая, М.Хуциева, Т.Абуладзе, Р.Чхеидзе, С.Ростоцкого, Л.Кулиджанова, Э.Рязанова, В.Шукшина, А.Кончаловского, О.Иоселиани, С. Параджанова, Э.Климова, К.Муратовой, В.Абдрашитова, А.Сокурова, А.Петрова и многих других выпускников ВГИК стали не только выдающимися явлениями отечественной культуры, но и утвердили высокий международный авторитет советского киноискусства во всем мире.