«Белая лента», кажется, последний значимый фильм с Каннского фестиваля, с которым затянули прокатчики - КБГ его еще летом купили. Что до самого фильма, то мне до сих пор малопонятно, чем руководствовалось жюри, исключая садо-мазо привязанность Юппер к Ханеке, отдавая золотую ветку фильму. Да, для социального высказывания он банален, для художественного - пресен. С другой стороны, в жанре так называемого ложного детектива, в котором Ханеке действительно преуспел, он пошел еще дальше. Анатомическая суггестивность ужаса (назовем это так) работает тут по следующему принципу. Кошмары европейского городка вынесены за скобки и только изредка в кадр попадают их отголоски. Но нюансы доносящегося проработаны с таким вниманием и фантазией, что находящаяся за кадром центральная тема уже без визуальных приемов говорит с экрана, что опять-таки «chaos reigns». Именно благодаря этой суггестивности последние фильмы Ханеке - на поверку социальная банальщина, от которой глаз не оторвать. Видимо, оттого нашим соотечественникам
помоложе и
постарше кино понравилось, но сформулировать что-то кроме пересказа сюжета - уже сложнее.
И еще
прошлогоднее интервью, где в конце Ханеке говорит, что Триер снимает хорошее кино и что сам хотел бы поработать с Шарлоттой Генсбур.