Александр Босых: драки не было, Маржанова хладнокровно зарезали
Александр Босых, член бюро президиума партии «Родина», посчитал нужным съездить в город Пугачев, так как хотел увидеть собственными глазами, что там происходит. По возвращении в Москву он дал эксклюзивное интервью «Росинформбюро».
- Отдельные столичные аналитики утверждают, будто в Пугачеве царит такая нищета и разруха, что жителям не до межнациональных проблем, и они взбунтовались просто от безысходности. Это похоже на правду?
- Да нет, конечно, это сильно преувеличено. Пугачев - обычный провинциальный город. Небогатый, как и сотни других таких же в нашей глубинке. Но нет там особой мерзости запустения. Люди доброжелательные, вежливые - особенно если сравнивать с москвичами. И ни о каком бунте голодных и нищих речи быть не может.
- Другие московские обозреватели всячески намекают, будто всему виной повальное пьянство обитателей города. Как с этим дела обстоят?
- Жители Пугачева сильно обижены на эти столичные измышления. Ни в коем случае это не «пьяный бунт». Когда все началось, несколько человек было в подпитии, не более того. Ну а я вообще пьяных не видел. Правда, к моему приезду полностью запретили продажу алкоголя… Видимо, для того, чтобы в корне пресечь всякие разговоры на эту тему.
- Еще некоторые эксперты говорят, что, мол, нет в Пугачеве почвы для межнациональных конфликтов. И якобы до недавних пор в отношениях с чеченцами царила полная дружба народов, но вдруг что-то случилось… Это тоже домыслы?
- Это и правда, и неправда. В городе очень давно живут три или четыре чеченские семьи, с ними сложились нормальные отношения, претензий нет, да они тоже такие же местные.
Но в последние годы на город начали наползать волны новых и новых приезжих кавказцев. То ли родственников, то ли просто искателей приключений. Их прописывали по несуществующим адресам. Они нигде не работают. Никто не знает, чем они занимаются… Не исключено, что они не в ладах с законом.
Вот их местные жители и требуют выселить, о них и шла речь на сходах. Тем более, что у этих граждан проблемы с временной регистрацией. Из их среды и вышел убийца Руслана Маржанова.
- Про убийство вы можете что-нибудь новое рассказать?
- Я общался с матерью и друзьями убитого, которые через несколько минут прибежали на место преступления. Никакой драки там не было, ни из-за девушки, ни из-за чего-то еще. На теле убитого нет никаких следов борьбы, видно, что он не дрался, а больше похоже на то, что его держали и били скальпелем. Причем это было, как минимум, двое, а то и трое.
То есть, Руслан готовился к драке один на один, но был хладнокровно зарезан. Сейчас этим занимается московский следователь. К местным следователям никакого доверия нет.
- Так это совсем другое дело! Иначе было непонятно, как 16-летний пацан мог справиться со здоровенным десантником…
- Строго говоря, Руслан Маржанов был уже студентом, он демобилизовался за год до смерти. Хотя, конечно, навыки не утратил. И вовсе не был пьян
- А это правда, что возмущенные пугачевцы хотели идти штурмовать кафе «Халляль», где часто собираются выходцы из кавказских республик?
- Опять-таки, только часть правды. Сначала собрались на свой сход чеченцы и дагестанцы, так сказать, «забили стрелку» и начали предъявлять претензии местным. Те уже возмутились в ответ.
Теперь этих, которые «забивали стрелку», или свои же земляки выгнали из города и района, или они задержаны за нарушение правил регистрации
- И какова теперь атмосфера в городе? Пронизана враждой или ненавистью или нет?
- Прежде всего, люди презирают свою местную полицию за трусость. Ведь приезжие бузили давно, а полиция пальцем о палец не ударяла. Я общался с человеком, которого избили трое выходцев с Кавказа. Полицейские видели это, но трусливо спрятались за угол…
- То есть, пока не дошло до убийства, местные правоохранительные органы не трепыхались?
- Убийства были и раньше. В одном случае убийца получил 2,5 года условно, в другом - 10 лет, но через 3 года его видели на свободе. Один чеченец, другой дагестанец. Вот опять у нас Кавказ получается, но так сложилось объективно, тут нет никакой антикавказской направленности. И с обоими случаями надо тщательно разбираться.
- Но убийство - это все-таки крайность. Наверное, были и другие инциденты, без смертельного исхода?
- Да, разумеется, приезжие «джигиты» регулярно устраивали нечто вроде сафари, ребятам было в кайф приехать, кого-нибудь избить, поприставать к девушкам. То ли отвоевывали себе жизненное пространство, то ли просто куражились ради веселья…
- Так, получается, что напряженность, как гной в нарыве, долго накапливалась, прежде чем прорвало?
- Да, именно так. Люди устали ждать, пока появится хозяин, который сумеет навести порядок.
- Что изменилось в последние дни? Случился ли перелом? Какие сейчас господствуют настроения?
- С одной стороны, люди почувствовали, что они могут чего-то добиться, бороться за свои права, превращаются в гражданское общество. И, осознав свою силу, люди успокоились.
С другой стороны, в людях сидит страх. И это не случайно. С самыми активными уже начали работать, вызывать их в полицию, в следственный комитет, угрожать штрафами и увольнениями. А в Пугачеве всего три места работы, больше некуда устроиться, Саратов - за 250 километров, туда не поездишь.
Не удивлюсь, если через несколько месяцев расправятся с организаторами сходов, начнутся репрессии, и люди снова выйдут на улицу… И все вернется на круги своя
На пробоину в корабле поставили заплатку из пластыря. Но она не удержит поток возмущения.
- Так каковы перспективы? Смогут ли жители Пугачева сами справиться со своими проблемами?
- Нет, конечно, надо им помочь. Проконтролировать ситуацию из центра. Я собираюсь выступить с инициативой о создании группы контроля, которая будет мониторить информацию, если требуется - выезжать на место событий, писать запросы во все возможные федеральные органы власти. Рассчитываю на помощь депутата Госдумы Алексея Журавлева.
Один на один с местной властью пугачевцев бросать нельзя
- Наверное, вы согласитесь с тем, что Пугачев - город не уникальный, и во многих городах и весях происходит нечто в этом роде?
- Очень много таких историй, и они всплывают одна за другой. Власти сперва стараются гасить проблему, засовывать голову в песок, пытаться делать вид, что ничего нет, но это не помогает.
- Возникает старинный русский вопрос: что делать?
- Налаживать диалог с гражданским обществом, со сплоченными общинами. Власть боится, и прежде всего местная власть, не хочет даже частично отдавать управление в руки граждан, терять свои полномочия, свою кормушку.
Межнациональные проблемы надо решать диалогом глаза в глаза. А не прятаться за красивыми словами о толерантности.
Между прочим, жители Пугачева в хорошем смысле слова толерантны, то есть терпимы. К тем, кто с ними обращается по-человечески, и они хорошо относятся. Тот же, кто с ними ведет себя по-скотски, получит отпор. Вне всякой зависимости от национальности.
http://www.rosinform.ru/2013/07/16/aleksandr-bosykh-draki-ne-bylo-marzhanova-khladnokrovno-zarezali/