Год назад в последних числах декабря 2011 года постоянный представитель России в Североатлантическом альянсе Дмитрий Рогозин был назначен вице-премьером правительства, курирующим оборонно-промышленный комплекс (ОПК) страны. Одновременно известный политик стал и руководителем Военно-промышленной комиссии при правительстве. В его задачу вошли очень не простые вопросы развития оборонного комплекса, его предприятий, научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро, координация размещения и исполнения государственных заказов на поставку в армию и на флот боевой техники, взаимодействие с ее заказчиками из Министерства обороны и других силовых структур.
Если учесть, что проблемами ОПК до того вплотную никто не занимался и они росли как снежный ком, отражаясь не только на поставках в Вооруженные силы современного оружия и систем обеспечения боя, но даже на военном экспорте, где рекламации за брак грозили потерями на давно освоенных и финансово емких оружейных рынках.
При том что на перевооружение армии и флота государство выделило до 2020 года более 20 трлн. руб., а на обновление производственно-технологического парка ОПК свыше 3 трлн. руб., освоение этих средств шло ни шатко ни валко, а падение престижа работы в оборонной промышленности, старение его высокопрофессионального кадрового состава и недостаточная квалификация молодых работников вместе с отсталостью станочного парка грозили серьезным коллапсом и самой оборонке, и подрывом обороноспособности страны. Что удалось и удалось ли сделать за этот год молодому и перспективному политику, брошенному на проблемы оборонной промышленности как на амбразуру? Ответ на этот вопрос неоднозначный.
Начнем с того, что за год что-то реальное сделать там, где до того лет 20 ничего серьезного не менялось, практически невозможно по определению. И все же какие сдвиги благодаря энергии и усилиям Рогозина в отечественном ОПК все же произошли? Во-первых, он объездил практически все крупнейшие предприятия оборонки, начиная с северо-запада и заканчивая центральным промышленным районом, Поволжьем, Уралом, Сибирью и Дальним Востоком. При Военно-промышленной комиссии создан Общественный совет, куда вошли ведущие ученые, конструкторы, директора предприятий, ветераны армии и ОПК, крупнейшие отечественные военные эксперты и даже журналисты. Опора на гражданское общество и совет с ним помогают решать самые острые проблемы - например, согласования цены на оборонную продукцию между предприятиями ОПК и Минобороны. Дмитрию Рогозину это в значительной степени удалось. Его стремление добиться, чтобы норма рентабельности для предприятий, поставляющих комплектующие для конечной продукции, была не меньше нормы рентабельности финалиста, получило поддержку. Это положение заложено в проект закона о гособоронзаказе, что обсуждается сейчас в Государственной Думе. Поддержку этому закону со стороны Минобороны после смены там команды Анатолия Сердюкова Военно-промышленная комиссия уже получила.
Конечно, в короткой заметке перечислить все, что успел сделать за год руководства оборонной промышленностью амбициозный политик, не представляется возможным. Но то, что в ОПК что-то стало меняться в лучшую сторону, не смогут оспорить даже скептики.
http://www.ng.ru/nvo/2012-12-29/10_rogozin.html