Это последняя статья о науке в фильме "Интерстеллар" и посвящена она путешествиям во времени.
По воле авторов фильма Купер путешествует во времени. Он подает и в прошлое, и в будущее.
Отчасти путешествие во времени герои уже совершают, когда посещают планету, на которой гравитация черной дыра сильно замедляет время. Но так Купер может только сравняться в возрасте со своей дочерью. Фактически гравитация проматывает время как кинопленку, и он со своей спутницей Амандой путешествуют в будущее. Еще дальше в будущее можно отравиться, если приблизиться к горизонту событий. Ведь по мере погружения в больше поле тяготения время замедляется все сильнее. Проблемой только является возможность выбраться оттуда.
В сущности, общий сценарий фильма мог быть намного короче. На одной из планет неким способом надо было передать Куперу квантовые уравнения и отравить его и экипаж обратно через "кротовую" нору на Землю. Он вернулся, все такой же молодой. Встретил бы свою дочь, которая уже стала бы серьезным ученым и смогла бы воплотить в жизнь дело профессора Бренда.
Но авторов фильма столь простые решения не страивают. С таким же успехом они могли бы неким образом (с помощью Черного монолита) передать некие скрижали с уравнениями еще на орбите Сатурна. Зачем было направлять экспедиции в соседнюю галактику?
Причем земляне отправили на край света не одну экспедицию Купера, а несколько. Все исследователи далеких миров кроме хитрого профессора Манна погибли.
Тут есть скрытый философский и физический смысл.
Я уже писал, что цель далеких "добродетелей" вытолкнуть человечество с Земли и сделать его космической цивилизацией. В этот момент, как нельзя кстати возникает апокалипсис на Земле. Но озабоченное своими проблемами человечество будет стараться выживать на своей планете, а не стремиться в иные миры. Поэтому надо было показать конфетку. Но конфета оказалась пустышкой. Зато это вытолкнуло человечество в космос. Также надо было обязательно натолкнуть на путь выживания в космосе и дать отдаленную перспективу. Поэтому все так сложно задумано.
Дальнейший ход событий можно представить так. После того как Купер и Амелия встретятся на планете Эдмундс, дела у колонии пойдут быстрее. Со временем там возникнет форпост землян на орбите возле черной дыры. Это стимулирует детальное изучение свойств гравитации. Исходные уравнения уже есть. Фактически черную дыру человечество получает в подарок. Ведь нигде рядом с Солнцем таких объектов нет. Поэтому качественный скачок в изучении физики гравитации не возможен. В лучшем случае человечество смогло бы освоить свою систему и возможно с трудом добралось бы до ближайшей звезды. Да и то вряд ли. Здесь же есть перспектива освоить иные измерения и покорить всю вселенную.
Но есть еще одна причина, о которой я напишу чуть позже.
По логике событий Купер должен отправиться в прошлое, чтобы успеть предать уравнения до того как катаклизм ввергнет человечество в полный хаос.
Как же можно совершить путешествие в прошлое? Ответ жесток. Время необратимо и путешествовать в прошлое нельзя. Хотя некоторые теоретики говорят, что, используя свойства черной дыры, все же можно увидеть прошлое, но это не путешествие, а только лишь телевизор в прошлое.
Вместе с пространством время образует четырехмерный континуум, но ось времени не равнозначна с пространственными измерениями. Если в пространстве мы можем двигаться куда угодно, то время течет только в одну сторону, а вместе со временем мы перемещаемся только из прошлого в будущее.
Чтобы можно было путешествовать как будущее, так и в прошлое время должно стать равноправным измерением вместе с пространственными осями. Но само по себе такое произойти не может. Фантасты придумали для этого машину времени.
В природе подобное переформатирование пространства и времени может произойти внутри черной дыры. Предполагается, что пространство и время в глубине черной дыры сильно искривляется, они буквально заворачиваются в воронку и меняются местами, другими словами, путешествие в пространстве становится путешествием во времени.
Но при этом движущей силой таких превращений становиться гравитация. Поэтому логично допустить, что внутри черной дыры пространно, время и гравитация образуют единый пятимерный континуум.
Но этого мало. Чтобы Купер мог посетить иные миры надо, чтобы из черной дыры был выход. Мы же знаем, что ничто не может покинуть черную дыру. Тогда надо допустить, что черные дыры являются дверями, за которыми открывается общий пятимерный мир, недоступным нашим органам чувств. Этот мир намного больше нашей вселенной. Наш мир только лишь его часть. Та область, где гравитация выделилась в отдельную силу, а от этого связь между временем и пространством стала такой, как мы ее наблюдаем.
Если это так, то Куперу надо воспользоваться проходом в пятимерный мир, чтобы иметь возможность путешествовать во времени и в пространстве.
Но как состоящий из атомов и молекул Купер не может существовать в пятимерном мире? Такое невозможно, поскольку все химически и прочие связи определяются именно нашим четырехмерным континуумом. В пятимерном континууме все измениться. Как мы не знаем. Но если появиться возможность времени течь обратно, то нарушиться однонаправленный порядок тех же химических реакций и организм просто не сможет синтезировать никакие вещества нужные для жизнедеятельности. Да то если вообще атомы и молекулы сохраняться. А из общих соображений пятимерный мир состоит из неких иных материальных образований.
Поэтому Купер должен все время оставаться капсуле, внутри которой существует кусочек его четрехмерного мира. Нечто подобное реализуется и в нашей вселенной. Она вся находиться в подобной только гигантской капсуле внутри пятимерно континуума.
Нам вслед за авторами фильма остается только допустить, что сверхцивилизация, контролируя черную дыру, перехватила падающего Купера и его робота и поместила их в такую капсулу.
Дальше они уже путешествуют в пятимерном континууме, где совсем другие законы расстояний и времени. Их капсула уже не связана с однонаправленной стрелой времени и может оказаться в прошлом.
Купера переместили во времени назад и поместили в пятимерном континууме в такую точку, откуда казалось бы только рукой подать до комнаты его дочери. А именно он оказывается за книжными полками на его ферме. Очевидно, что сама капсула и вход в пятимерный континуум нарушает гравитационное поле. Именно поэтому в комнате его дочери и в окрестностях фермы наблюдались гравитационные аномалии.
Так по мысли авторов должна внутри выглядеть трехмерно-пятимерная капсула, в которой пребывает Купер
Понятно, почему Купер не мог покинуть свое обиталище за полками и только лишь с помощью гравитационных усилий сталкивал книги с полки. Ведь только гравитация связывает оба континуума. Но в нашем мире гравитация очень слаба и Куперу нужны сверхусилия, чтобы сдвигать книги.
При этом ход его времени мог быть совсем иным, более медленным, чем ход времени на Земле. Это объясняет то, что на понимание происходящего Куперу в начале фильма и его дочери в реальности требовалось определенное время. К тому же феномен стрелки часов Мэрф наблюдает спустя десятилетия после первого контакта с аномалиями. Тогда как ресурсы скафандра Купера были ограничены. Понятно, что в пятимерном мире нет кислорода для дыхания, поскольку там нет привычных для нас атомов.
Поэтому далекие потомки не могли сами вот просто так явиться своим предкам и рассказать, что им надо делать. Потомки ведь не существуют в виде наших атомно-молекулярных созданий. Нет у них подобных нашим механизмов. Более того, у предков и потомков нет даже общего языка общения. Они страшно далеки друг от друга. Именно для этого потомкам понадобился Купер. Только человек мог сообразить, как сообщить что-то важное человеку. Потомки не могут даже общаться с Купером. Не спроста они всю информацию Куперу передают через робота. Формальный язык машин конечно доступен для расшифровки. Но прежде они провели Купера по пути познания. Для этого и организовали эту экспедицию. Это и есть вторая причина упомянутая ранее.
Формально нельзя даже предположить где именно находился Купер, когда толкает книги с полки. В иных измерениях нет привычного для нас стандарта связи времени и пространства. Ему могло казаться, что только протяни руку и дотронешься до дочери, а на самом деле он мог быть где угодно.
Надо заметить, что таким оригинальным способом авторы фильма решают извечный вопрос всех путешественников во времени - как не встреться самим собой в прошлом, чтобы не возникла петля времени.
Оба Купера находятся в разных измерениях и возможности их общения очень ограничены.
Купер из черной дыры не обязательно то же самый Купер, который стоит перед полками. Тот Купер, назовем его Купер 1.0, погибает в черной дыре. Но одновременно в черной дыре появляется его точная копия. Точно также как свет дублируется, о чем уже писалось ранее. Потом когда Купер 2.0 пролетает снова через черную дыру, появляется снова его двойник - Купер 3.0, но уже над горизонтом событий. Именно он возвращается на Землю. Точная копия должна все помнить, что и предшественники. Возможно, так решается одна из проблем связанная с безвозвратной потерей информации в черной дыре и тем, что человек должен погибнуть или еще на горизонте событий или уже в сингулярности. Он действительно гибнет, но дальше в потусторонний мир черной дыры путешествует его копия. Хотя и созданная неизвестно из чего.
В этом абзаце описан один из возможных фокусов, которая могла устроить черная дыра. Не факт, что именно так и думали авторы фильма.
В фильме не показано что происходило с Купером сразу после того, когда его миссия за полками была выполнена. Но можно догадаться, что его снова вернули в черную дыру. Так надо было поступить, чтобы вывести его из пятимерного континуума. Напомню, что черная дыра это просто дверь в иной мир. Но в результате повторного пребывания в черной дыре Купер переместился в будущее. Дальше его уже несложно было перебросить на орбиту Сатурна через все ту же "кротовую" нору. В итоге всех путешествий Купер состарился всего примерно на три года и перепрыгнул в будущее на несколько десятков лет.
А теперь в качестве изюминки для тех, кто читал предыдущие статьи приводиться схема путешествий во времени и в пространстве, которые совершили герои фильма. Так как она мне видится.
Сверху вниз направлена ось земного времени. Вправо ось пространства направленная в соседнюю галактику.
В рамках указаны персональные часы каждого героя. Первые две цифра - годы. Вторые - месяцы. Начало отчета совпадает с началом событий в фильме.
Некоторые интервалы времени взяты с "потолка", другие указаны приблизительно. В частности на перелеты между планетами выделено по полгода. Также условно взята дата переселения Мэрф с Земли в космический город.
Отдельно показаны космические перелеты и путешествия во времени, когда герой просто находиться в одном месте.
Остальные обозначения, надеюсь понятны.
P.S. Если читателя интересно сохранения такого направления в моем журнале, пишите в комментариях.
Предыдущие части
Интерстеллар. Очередной Супермен спасает мир с помощью физики из будущего
http://filosof-a.livejournal.com/78691.html Интерстеллар. Некоторые комментарии и замечания. Часть 1
http://filosof-a.livejournal.com/78946.html Интерстеллар. Некоторые комментарии и замечания. Часть 2
http://filosof-a.livejournal.com/79175.html Интерстеллар. Некоторые комментарии и замечания. Часть 3
http://filosof-a.livejournal.com/79416.html Интерстеллар. Кротовая нора. Часть 4
http://filosof-a.livejournal.com/79744.html Интерстеллар. Черная дыра. Часть 5
http://filosof-a.livejournal.com/80008.html Интерстеллар. Теперь о некоторых неточностях фильма. Часть 6
http://filosof-a.livejournal.com/80264.html