Однако вернемся к Сатурну, где собственно начинается то, что дало название фильму. Здесь герои находят туннель, который отправит их в межзвездное путешествие.
Судя по видимому размеру окольцованной планеты, корабль находиться уже в зоне орбит спутников.
Яркая звездочка слева - Солнце. Примерно так наше светло выглядит с орбиты Сатурна.
Голубые и розовые пятна "нарисовал" в кадре объектив камеры. По мне так это типичный кино ляп. Суть кинематографа как искусства ведь в том, чтобы погрузить зрителя в фильм, где происходящие события он все должен видеть или глазами героев или находящегося рядом постороннего зрителя. Но у зрителей нет объективов на глазах, а потому такие вот блики в жизни мы не наблюдаем. Подобные искусственные элементы разрушают иллюзию присутствия зрителя рядом со сценой, на которой разворачивается действие фильма.
По сюжету рядом с Сатурном находятся гравитационная аномалия, которая образует вход в "кротовую нору".
Здесь видимо, показан вид в земные телескопы на аномалию в неких искусственных цветах.
Аномалия должна менять свойства и распределение вещества вокруг себя. Например, влиять на концентрацию пыли, что можно увидеть в телескопы. Возможно, именно этот факт и отображает приведенный кадр. В какой-то момент земляне заметили нечто необычное возле Сатурна и поняли, что это "кротовая нора".
Найти нору могли и по отклонению спутников планеты, в том числе и искусственных спутников Сатурна.
С близкого расстояния сам же вход в нору, по мнению авторов фильма, должен быть абсолютно черным.
Вот этот шар в центре кадра и есть вход в "кротовую нору".
Некоторые блики на шаре видимо сделаны по просьбе режиссера, чтобы выделить вход, иначе просто черное пятно не будет эффектно смотреться видно в кадре. Но возможно на эту тему подумал теоретик и тогда блики создает преломляющийся в аномалии свет от далеких звезд.
В фильме объясняют принцип работы "норы" с помощью листка бумаги и карандаша. Сложил листок, проткнул. Ничего сложного.
Вот на примере яблока объясняет принцип "кротовой норы" ли в другой терминологии "червоточины" сам главный идеолог фильма Кип Торн.
Но это все наивные модели. А как это работает на самом деле? Никто не знает. Пока "кротовая нора" это только лишь теоретическая придумка, явно следствие того, что в детстве теоретики читали "Алису в Стране чудес".
Допускается, что по неведомым причинам, возможно еще сразу после Большого взрыва, во вселенной образовались складки пространства-времени. Они не разгладить до сих пор. Если это так, то тогда наша вселенная может выглядеть, как смятая ткань.
Мы же кривизну вселенной не видим, во-первых, потому что сами складки очень пологие, а во вторых, потому что свет от далеких звезд скользит по поверхности, следуя изгибам пространства-времени. Также как скользит по волне серфингист.
Между близкими складками и может возникнуть природная "кротовая нора". В фильме нору создала сверхцивилизация наших далеких потомков. Они благодаря фундаментальным работам профессора Бренда и его ученицы Мёрф Купер в далеком будущем смогли освоить гравитацию и подчинить себе пространственно-временной континуум. Судя по тому обстоятельству, что "кротовая нора" в фильме ведет к черной дыре, наши потомки воспользовались свойствами черной дыры, чтобы продавить сквозь континуум искусственный туннель из соседней галактики прямо в Солнечную систему. По случаю вход в нору оказался рядом с Сатурном.
Видимый с этой стороны черный шар, переходит тоннель, стенки которого созданы с помощью некой особой материи обладающей антигравитационными свойствами. Антигравитация стенок норы будет отталкивать всякое тело, которое попробует проникнуть в туннель. Напротив наша привычная гравитация притягивает тела.
Если обычное тело приводит к вдавливанию пространства времени, то антитигравитация наоборот его вспучивает.
Поэтому можно предположить, что вход в нору создает сильное искажение гравитационного поля в окружающем пространстве. Возникает вопрос, как на присутствие источника сильного гравитационного поля отреагирует Сатурн и вращающиеся вокруг него планеты? Судя по кадрам фильма вход в нору находиться весьма близко к планете и где-то рядом должны кружиться спутники. Наличие гравитационной аномалии да еще другого знака, отталкивание вместо притяжения, приведет к отклонению орбит близких небесных тел.
Маленькая точка в центре кадра один из спутников на фоне Сатурна.
При этом сама "кротовая нора" должна тоже удерживаться на орбите вокруг Сатурна. Как это происходит, если антигравитация отталкивает Сатурн, мне не понятно.
Но это еще не все. Сатурн движется по орбите вокруг Солнца. Значит и вход в нору тоже должен двигаться вокруг Солнца, иначе планета просто улетит от норы. Условие, что нора уже 48 лет находиться возле Сатурна не выполниться. Сама же нора должна чем-то удерживать и возле Солнца? Какими силами, если она должна отталкиваться?
Об этом в фильме ничего не сказано. Но небесная механика она такая. Как это влияет на сюжет. Да никак. Кроме того, что лучше было бы поместить вход в "кротовую нору" где-то между планетами. Но тогда кинематографический облик Сатурна пришлось бы исключить из фильма.
Но и это еще не все. Солнце весьма быстро движется вокруг центра галактики и за 48 лет улетит очень далеко.
В общем, надо допустить, что продвинутые потомки учли все это неким хитрым образом, но тогда конструкция "кротовой" норы выходит очень не простой.
В фильме сама нора показана упрощенно. Ничем не лучше, чем двигатели варп-двигатели из "Звездных войн". Фактически звездолет с варп-двигателем несет собой все, что нужно для создания тоннеля подобного кротовой дыре. Авторов оправдывает то, что мы все равно не ясно как устроена сама "кротовая нора", каков её размер и какое там искажение поля.
Всякое тело нора должна отталкивать, а потому кораблю и чтобы туда нырнуть, надо включить двигатели. Дальше уже начнет работать принцип пищевода, проталкивая корабль вдоль тоннеля.
С другой стороны корабль вылетит из норы с такой же скоростью, до которой он разогнался бы на входе, если бы не было противодействия антигравитации.
В фильме не учтено, что пролет норы может существенно сказаться на ходе времени. Время может течь в норе, как ускоренно, так и замедленно. Поскольку нам конструкция и принцип работы норы неизвестен, то учет таких эффектов полностью лежит на степени фантазии сценаристов. Они могли куда-нибудь накрутить время, а могли и проигнорировать такую возможность.
Проблема всех природных "кротовых нор", в том, что они выводят в некую очень удаленную точку пространства, но не обязательно туда, куда хотелось бы попасть. В фильме Купер справедливо замечает, что с Земли достичь ближайших звезд почти не реально. Потребуется больше 1000 лет полета. Но ведь точно то же самое будет и на выходе из "кротовой норы". Там выбор доступных систем может быть очень ограничен. В фильме упоминается 12 систем доступных по ту сторону "кротовой норы". Вообще-то это много. Необходима очень большая плотность звезд. Типа звездного скопления. Кстати астрономы не считают звездные скопления подходящими для развития жизни.
Посмотрим, что означает 12 подходящих систем. Пусть по три планеты на звезду. Тогда рядом с выходом из норы должно находиться четыре звезды. Причем на расстояниях преодолимых на не слишком скоростных кораблях, которые есть у землян. Это означает, что и черная дыра и еще три звезды должны образовать систему, в которой расстояние между звездами очень небольшое. Например, такое как в окрестностях ближайшей к нам звездной системы. Две звезды А и В Центавры образуют тесную систему. Расстояние между звездами примерно вдвое больше радиуса Солнечной системы. В состав системы входит еще один карлик Проксима, который находиться на расстоянии 0.2 св. г. Эта звезда тоже в принципе достижима на достаточно медленных звездолетах. Хотя уже потребуется десятилетия полета. Но до следующей звезды лететь потребуется 1000 лет и это наше Солнце. А вообще в окрестностях Солнца средняя плотность звезд такая, что одна звезда приходиться примерно на 6 св. лет.
Поэтому число 12 систем взято авторами, в общем-то, с потолка. Просто потому, что они привыкли считать дюжинами.
По сюжету фильма только одна из планетных систем выглядит перспективной. Это три планеты возле черной дыры. Сам по себе вывод неожиданный. Уж возле черной дыры трудно ожидать удобных планет для развития жизни. Но для такого выбора есть мотив у сценаристов. Черная дыра нужна для развития сюжета. Поскольку черная дыра в принципе дает возможность путешествовать во времени.
Продолжение следует
Интерстеллар. Черная дыра. Часть 5