Аккурат на Рождество (западенское) киевские власти надумали Крыму кислород прикрыть. Не до конца, но так, вентиль чуть прикрутили.
Похоже на ближайшее время людям на Украину и обратно в Крым придется добираться на перекладных или ездить автобусами крымских перевозчиков. Надеюсь крымским автобусам можно будет выезжать и въезжать через границу Крыма? Тут нужна определенная осторожность в прогнозах. Потому что неизвестно, какая блоха укусит главного Кролика Нэзалэжнои. Вдруг он не с той ноги встанет и закроет проезд вообще любого транспорта. Скосила же его шиза на счет строительства "стены". Я тут ответственность именно на Кролика возлагаю. Он ведь выступил с соответствующими радикальными заявлениями, за которым последовали действия.
Время сейчас такое, когда на Новый год и Рождество многие традиционно ездили в гости. Теперь такая поездка может быть несколько затруднена. Кто от этого выиграет? Может Кролик думает, что таким способом сместит переговорный процесс в Минске в свою пользу? Это вряд ли. Или выторгует уголек? То же не очевидно. Поскольку уголь и так Украине обещали продавать. Хотя вот если денег нет, чтобы платить, так может вся эта катавасия только для того чтобы получать уголь и электричество из России практически даром в обмен на обещания не кошмарить Крым?
Не буду гадать. Потому как логика кроликов мне неизвестна. Посмотрим как тут будут развиваться события дальше.
Ясно, что если ограничения на перевозки сохраняться надолго, то проиграет украинский бизнес. Укрзализница недополучит прибутков. В убытке будут и украинские транспортники. Пострадает и другой украинский бизнес, сохранившийся на полуострове. Соответственно меньше налогов, будет выплачено в бюджет. Денег в Державе и так не хватает, а киевские кролики режут очередную курицу. Чтобы яичек еще было меньше.
А как будет выживать крымский бизнес?
Про большой бизнес писать не буду. Доподлинно не знаю.
Возьмем мелкую торговлю. Раньше товар возили с оптовых рынков Одессы, Харькова, Хмельницкого. Возят и теперь. Точнее еще недавно возили. Последние пару недель возникли сумасшедшие заторы на границе. Неизвестно когда люди получат уже оплаченный товар.
Но подобные проблемы даже и проблемой не считаются. Тут речь идет об относительно малых партиях. Любой торговец может вспомнить "незлым, тихим словом" Юльку-воровкунадоверии, которая начала свое правление зимой 2005 г. с того, что закрыла границу. Вот то была беда, которую в Киеве высокопарно назвали "Контрабанда стоп". Тогда проблемы продолжались несколько месяцев. Из-за границы то возят обычно крупные партии. У кого-то товар портился, у кого-то сезон кончился. Классно было зимние куртки из Турции получить не в январе в разгар холодов, уже весной. И что потом делать с зимним товаром, если на следующий сезон мода меняется и старое никто не хочет покупать. Опять же хранить целый год партию зимнего товара то же накладно.
Если кто-то из мелких челноков ездил за товаром в Одессу, Хмельницкий или Харьков на поезде теперь такие поездки возможны только на крымских автобусах. Но мало кто соберется ехать в Хмельницкий на автобусе зимой. Харьков и Одесса - тут без проблем ездили и раньше. Поедут и теперь, если только будут в Крым обратно пускать.
Но более чем полгода переходного периода не прошли даром. Крымский бизнес уже нашел пути в Россию. Ездят на оптовые рынки в Пятигорск и даже Ростов-на-Дону. Но путь туда дальше, чем в Одессу, хотя и сравним с Харьковом и уж тем более с Хмельницком. Кто-то вспомнит, что на пути переправа. Так то же стихия. Ветер все равно когда-то стихнет. В отличие от дури в головах у кроликов, которая как видно не иссякает никогда. Ожидание пару суток у моря погоды пока еще никого не остановило. Ну а то, что дальше ехать и товар выходит дороже, так соответственно растут цены. Закон капитализма - в конечном итоге за все расплачивается потребитель.
Надо учесть и то, что взброс большой массы денег в виде удвоенных пенсий и повышенных заплат бюджетников благотворно сказалось на бизнесе. В Крыму теперь есть много людей, которые имеет возможность платить больше, оплачивая и дальнюю дорогу, и высокие российские цены. В свою очередь, имея прибыль, предприниматели могут поднять зарплату своим наемным работникам. Они в свою очередь тоже попадают в категорию способных покупать то, что стоит дороже. Так замыкается круг. И зарплаты и цены и затраты начинают взаимно соответствовать друг другу.
С закрытием границы киевские кролики опоздали минимум на полгода. Тогда удар по крымскому бизнесу получился бы серьезным. Особенно учитывая, что многие предприниматели держали деньги в украинских банках и разом потеряли к ним доступ. Но теперь спустя девять месяцев переходного периода многие уже финансово окрепли, нашли новые ниши и развернули оглобли в другую сторону. Поэтому на первый взгляд от всяких ограничений потеряет больше Украина, чем Крым.
Вспомню и о крымских татарах. Часто на украинских каналах можно услышать голословные заявления политиков о том, что большинство крымских татар в душе за нэзалэжную, вот только в слух высказаться боятся, поскольку власть в Крыму якобы оккупационная, а потому жутко репрессивная. Не будем заглядывать в души, а просто рассудим логично.
Весной часть крымских татар не пошла не референдум. По разным соображениям, но отчасти вняв призывам из Киева и своих лидеров. Но что же дальше? А дальше Киев не просто сдал Крым, но еще и теперь ставит всякие палки в колеса. А ведь крымские татары традиционно в ряду других занимают две ниши - торговлю и транспорт. Вот и выходит, что всякие ограничения в этих двух областях в первую очередь бьют по крымским татарам. Неужели после этого они все также будут прослушиваться к тому, к чему их призывают кролики из Киева и их лидеры, обосновавшиеся на берегах Днепра? Полагаю, что нет.