Реквием по единой Украине

May 13, 2014 14:38

Следуя призыву Макаревича (см. предыдущее собщение), представлю без ругани аргументированные пояснения причин происходящих в Украине событий.
Начнем с того, что внутренний конфликт, приведший к трагедии в Одессе, возник не вчера и вовсе не из-за Крыма. Для Макаревича наверно будет открытием, что в Украине уже два десятилетия то усиливалась, то затихала внутренняя интервенция.

В классическом понимании интервенция предполагает наличие агрессора и жертвы агрессии. Причем агрессором является, как правило, внешние силы. Но в случае Украины мы имеем дело именно с внутренней интервенцией, когда силы представляющие ограниченную территорию Украины хотят распространить свое влияние на остальную часть страны.
Несмотря на унитарный статус в целом Украина неоднородна. Она состоит из нескольких территорий. Внутри каждой территории население тесно связано местечковым патриотизмом. Причины такого состояния дел понятны из истории образования Украины. Союзная республика УССР формировалась не столько по национальному принципу, хотя он, конечно, учитывался, сколько по экономическому. К примеру, несмотря на то, что этнические украинцы на Донбассе не составляли большинства, по мнению советского руководства было логично включить угледобывающий регион в состав Украины поскольку там уже находились месторождения железной руды. Аналогичная ситуация была с Крымом. Помимо всех иных причин, из-за которых Крым оказался в составе Украины, не последнюю роль сыграло наличие на полуострове керченских железных руд. Логистика была удобнее, если разработка и переработка руды происходила в едином комплексе с донецким углем в рамках одной республики. Необходимость созидать мощное советское государство отодвигала национальные, культурные и религиозные особенности регионов на второй план. Ведь тогда все шло к формированию новой общинности - советского народа, где не было места многим прочим факторам.
В итоге такого административного слияния в составе Украины соединились земли разнородные по этническому и историческому пути. Грубо в составе Украины можно выделить Запад, Восток, Центр, Юг и до не давнего времени Крым. Хотя каждая из этих условных земель еще может быть дополнительно разделена на более мелкие образования, имеющие свои особенности.
Для Макаревича наверно неожиданным будет то, что крымчане, пусть больше интуитивно, но все же считают себя отдельным народом. От жителей Крыма можно было услышать мысль о том, что сразу за Перекопом начинается другая страна. И дело даже не в отличие от украинцев. Хотя в Крыму большинство составляют этнические русские, но их никак нельзя назвать россиянами. По крайне мере на данный момент. Поэтому с определенной долей условности можно говорить о проживании на полуострове народа Крыма.
О крымских татарах отдельный разговор. Они составляют меньшую по численности, чем русские этническую группу Крыму, но выделяются на общем фоне только благодаря хорошей самоорганизации.
Точно также как и крымчане обособленной или выделенной группой, а возможно и народом, ощущают себя жители других регионов. Взять ту же Одессу или Донбасс. Несмотря на наличие в составе Украины разных земель и в общем-то племен в юридическом плане Украина считалась унитарных государством исключительно в угоду неуемному стремлению украинских националистов, которые поставили перед собой цель создать свое этнически чистое, единое и сильное государство на всей территории, где хотя бы частично проживают украинцы. Источником этой сверхзадачи явился галицко-волынский национализм, сформировавшийся в уже далёкие годы борьбы западных территорий Украины против польского засилья.
Достаточно вспомнить слова национального гимна, которые призывают украинцев сражаться в кровавой битве на всей территории от Сяна и до Дона, и в родном краю они не дать пановать никому. А кто будет пановать? Только потомки казацкого рода. Националистов особо не смущает то, что не везде украинцы, как потомки казацкого рода составляют большинство, а на юго-востоке так вообще только половину или же меньшую часть населения. Националисты требуют, что либо они, полумоскали, станут истинными патриотам в этнически чистом государстве либо "чемодан - вокзал - Россия".
К сожалению, в Одессе для десятков тех, кто не разделяет целей националистов, конечным пунктом назначения стали небеса.
Да все так серьезно. Ведь сказано в гимне о том, что сгинут их враги, как роса на солнце. Вот и сгинули, опаленные коктейлями ненависти, их враги. А враги, то кто? В ранней редакции гимна были прямо упомянуты поганые москали. Гимн это способ кодирования поступков нации. Иначе, каков гимн, такова и нация.
А вот Макаревич считает, что трагедия в Одессе произошло потому, что Путин вместо строительства дорог в российской глубинке забрал Крым. Украинцы от такой наглости обиделись и отмстили пророссийским элементам. Как будто речь идет о драке в песочнице по поводу детской обиды от отобранной игрушки. Все намного сложнее.
Такая культура ненависти к соседнему народу и национальной исключительности прививалась на протяжении последних двух десятков лет, особенно пышно пустив корни в среде молодежи. Посмотрите, кто стоял на Евромайдане и окружил Дом профсоюзов? Абсолютное большинство из них молодых людей. Теперь посмотрите, кто пошел голосовать на Донбассе? Преимущественно люди старших и средних возрастов воспитанные еще во времена пролетарского интернационализма.
Да это счастье для двух с небольшим миллионов крымчан, что им удалось избежать судьбы Одессы или Мариуполья. Чувствую, что если ситуация не стабилизируется, то вскоре в Крым хлынут беженцы с юга Украины, изгнаны оттуда боевиками националистов.
Пока же нужно с печалью констатировать, что украинский национализм так и не выбрался из бандеровских схронов и все мечтает изничтожать врагов на всей территории от Сяна до Дона. Именно в реализации этого плана на всех направлениях: пропаганда через СМИ, националистически свидомое законотворчество, искаженные школьные программы по истории, навязывание единого языка, культа героев из числа пособников нацистов, распространение униатской религии, пропаганде культурных обычаев, характерных только для одной этнической группы, навязывание стереотипа внешних врагов из Москвы, продвижение на восток деятельности своих националистических партий, все это и многое другое реализовывалось всеми доступными средствами. В этом и состояла внутренняя интервенция. Обычно также поступают оккупанты, когда навязывают покорённым народам свой образ жизни, культурные ценности, исторические приоритеты и т.п. В данном случае объектом воздействия являлось преимущественно русскоговорящее население Украины, проживающее на территории, где изначально "ценности" националистов вообще отсутствовали. Поэтому всякое навязывание создавало повод для конфликта. Обида и непринятие национализма с годами только накапливалась.
Макаревич, хоть и открыл в Крыму магазины с вином, но все же, живя вдали и только изредка посещая Крым, чтобы понырять с аквалангом, конечно, не мог следить за перипетиями недавней украинской истории. Напомню. Трижды за 10 лет, в 2004, 2007 и 2014 году националисты с запада Украины ломали юго-восток через колено. Люди шли на выборы, им все равно разными хитростями и махинациями или прямой силой навязывали чужое им правительство, идеологию, культуру.
Происходила такая интервенция не только на общегосударственном уровне. Типичный пример можно привести из истории Крыма. Аккурат после померанчевой революции в одном из крупных поселков, наконец, достроили большую школу, которую заложили еще в советское время. Тут же националистические правители из Киева выдали указание сделать школу с украинским языком преподавания. Ну, на кой ляд мой ребенок должен учить чужой ему язык. И не просто учить сам язык. С этим еще ладно, знание дополнительного языка никому не мешало, а ведь предполагалось изучение всех предметов на украинском языке. Русскоговорящее население в том поселке составляло почти 100%. Ясное дело родители восстали против такой интервенции украинского языка на их культурное поле. Митинги продолжались целую неделю. Речь уже шла о срыве начала учебного процесса. В конце концов, Киев пошел на попятную. Но не потому, что там испугались. На стороне родителей была конституция Крыма. Все же в Крыму согласно конструкций автономии имели равное право употребления три языка (украинский, русский, крымско-татарский). Потому и не удалось навязать тот из них, носителей которого в том поселке просто не проживало. Случись подобная ситуация где-нибудь в другом регионе Украины ничего доказать не удалось бы. Вот и учили бы Миша и Маша, что они на самом деле Мышко та Маричка. Ну а заодно математику, физику, географию и прочие предметы на украинском языке. Тогда как русскую литературу изучали бы очень кратко в курсе иностранной литературы.
Справедливости надо заметить, что в Симферополе под патронатом Кучмы построили чисто украинскую гимназию. Туда детей отдавали родители чиновников, которые уже готовили своих детей себе на смену, считая что знание державной мовы для них обязательно для успешной карьеры. Желающих было много. Но это особый пример социально-этнического приспособленчества.
Еще раз подчеркну, что противоречия между западом и юго-востоком Украины возникли не из-за Крыма, а существует очень давно. Сила этих противоречий росла от центра к полюсам "запад - юго-восток". Точно, как у магнита. Прежним правителям Украины приходилось лавировать, стараясь не раскачать лодку. Иллюзия единства страны поддерживалось до тех пор, пока западенцы не лезли со своим уставом к жителям юго-востока.
А ведь даже на крайнем востоке русскоговорящие граждане считали Украину своей родиной, а Киев столицей. Поэтому на обширных просторах Украины случайно возникший всплеск националистического поползновения быстро затухал, натолкнувшись на упрямое сопротивление. С этим можно было как-то мириться и жить годами. Но противоречия оставались.
Многим россиянам хорошо известно отношение ваших соотечественников к бандеровцам. Ну а чем собственно житель юго-востока Украины в своем отношении к бандеровщине отличается от москвича или сибиряка? Да ничем. Но ведь той же монетой платили и жители Западенщины. Для них почти все, кто не розмовляе соловьною мовою, тут на юго-востоке, уже по определению потенциальные москали.
Подумайте, как восприняли бы москвичи нашествие, скажем казаков с Дона или Кубани, которые бы вдруг стали навязывать вам свой образ жизни. Они зажгли бы костры из шин прямо на Красной площади, закидали полицию коктейлями Молотова и взяли власть в стране. Затем стали принуждать выполнять их обычаи, перенимать говор, одежду, историю. А если бы вдруг героем России стал генерал Краснов, личность неоднозначная и сотрудничавшая с нацистами. Праздник Победы запретили бы, заменив его днем скорби по погибшим, подспудно имея в виду то, что красновцы не победили в той войне. А конкретно ваш дед победил фашистов? Ну, так и молчите в тряпочку. Ваши дети и внуки изучали бы в школе вместо языка Пушкина говор деда Щукаря. По Москве разгуливали бы банды молодчиков, которые могли бы остановить любого москвича и, прицепившись к его масковскому говору, заставили бы, допустим, петь гимн Всевеликого Войска Донского. А тот, кто не смог бы этого сделать получил бы по голове палкой. Это в лучшем случае. Но ведь нечто подобное, но в намного больших масштабах и жёстких условиях происходит в Украине. И началось это не вчера, а в разных вариациях длиться втрое десятилетие.
Сколько эту интервенцию можно было терпеть? К тому же сейчас победили не просто умеренные националисты, как это было в 2004 г., а самые радикальные из них.
Гроздья гнева созрели. Крым в составе Украины это как груша, которая почти поспела еще в момент распада СССР. Но за два десятилетия топтания украинской экономики на месте, да еще при наличии морального насилием со стороны радикалов националистов, Крым давно перезрел и едва держался в составе Украины. Легкий порыв ветра и он оторвался бы. Но дело в том, что с киевского майдана подул даже не ветер, а смрадный ураган, разнесший по Украине вонь горелой резины, пороха, крови и даже горелого человеческого мяса тех бойцов Беркута, которые попали под огненные коктейли. После всего случившегося Крым в любом случае не остался бы в составе Украины. Путину ничего и делать то не надо было. Даже вводить "зеленых человечков". Путину нужно было только подставить руки, чтобы перезревший плод не упал, разбившись о землю.
Я не хочу идеализировать политику России. Ваша страна подобным образом действовала всю свою историю. Примеров можно привести великое множество. Называлось эта политика "прирастанием земель русских". Факт пребывания Крыма в составе Российской империи, а потом РСФСР не является в данном случае решающим аргументом. Крым почти 60 лет находился в составе УССР/Украины и мог бы оставаться частью украинского государства еще немалое число лет. Но Россия умеет терпеливо ждать пока созреет плод. Ждать, только лишь слегка покачивая ветку, проверяя, не готов ли он упасть. Дождавшись удобного случая, когда из-за внутренних распрей или прочих причин на соседних территориях возникает вакуум власти, Россия тут как тут и сразу почти без войны прирастает новыми землями. Так было с Крымским ханством или с Грузией. Кому не нравиться, то что рпоизошло называют этот процесс аннексией. Но в нашем случае с Крымом этот термин не пригоден. Тут точнее будет применить термин - эмиграция. Крымчане решили, что жить в составе Украины им больше уже невмоготу и эмигрировали, но не чемоданами, а вместе со своей землей и домами в состав соседнего государства. Не надо строить иллюзий. Крым независимый не выжил бы. Россия, конечно, была уже готова подхватить Крым. Родной ей Крым.
Правильный ли крымчане сделали выбор, променяв иллюзорную перспективу интеграции в ЕС на жизнь в жестком государстве, покажет будущее.
Не только Крым весь юго-восток оказался на распутье перед выбором. Жить и терпеть националистов захвативших Киев и протягивающих руки к умам и душам или уйти и жить самостоятельно. На Донбассе большинство населения всегда потенциального было готово отделиться. Собственно там, в начале 90-х, уже проходил референдум о независимости. Поэтому особо соваться на Донбасс националисты бояться. У них в краю терриконов слишком узкая социальная база поддержки.
В Одессе соотношение примерно 50/50. Там есть на кого опереться, из кого набрать отряды боевиков, а потом устроить кровавую баню инакомыслящим. Да и то без поддержки оккупационных сил из других регионов одесские националисты сами не справились бы.

Националисты, не видящие иного способа существования Украины, как только в виде целостного этнически чистого государства, готовы на все, чтобы непокорное быдло с юго-востока, этих ватников и колорадов, загнать в стойло, чтобы они пахали и не высовывались со своими требованиями федерализации, права на родной язык, культурную автономию, сохранения прочных связей с Россией и дистанцирования от НАТО и ЕС. Вот истинная причина событий в Одессе, Мариуполе и других городах юго-востока. Бойня подобная одесской могла произойти в любом другом городе юго-востока. С большей вероятностью там, где 50/50 с меньшей вероятностью на Донбассе и в Крыму. К счастью для крымчан Россия не промедлила и вовремя протянула руку.
В любом случае целостной Украины уже не будет. Происходящие сейчас в Украине события фактически есть продолжение распада СССР. Народ ряда регионов, собранной из пазлов Украины, не выдержал бесцеремонной интервенцией украинских националистов и решил уйти жить самостоятельно.

Изложенное выше только один слой реальности. Есть и другие причины, которые приводили к обострению нынешнего конфликта. Возможно об этом я напишу позже.

распад, Одесса, Украина, национализм, кризис

Previous post Next post
Up