Право на свободу передвижения мы получили как один их побочных эффектов крушения советской ситемы.
При СССР нельзя было просто так взять и поехать заграницу.
Можно было выехать в составе группы. Это могла быть группа туристов или группа, направляющаяся на какую-то встречу или конференцию. При этом каждый оформлял целое дело с разными бумажками, справками, рекомендациями, характеристиками, автобиографиями. Также часть самих туристов проходила собеседование с кураторами из КГБ. При этом некоторых могли завербовать, чтобы они присматривали за своими коллегами. Такую группу обязательно сопровождал сотрудник КГБ.
Чтобы поехать одному, надо было иметь серьезную причину. Скажем близкого родственника живущего за границей, которой мог прислать приглашение. Но еще надо было иметь безупречную биографию и при этом оставить в СССР своих близких родственников фактически в качестве заложников. Все дело в том попытка остаться за границей рассматривалась как предательство, измена Родине. Ведь шла холодная война.
За границу стремились, чтобы посмотреть одним глазком на то, как загнивал Запад, а еще, чтобы привезти с собой что-то из техники или тряпок. Разрешалось потратить порядка 200 баксов. На эти деньги в конце 80-х вполне можно привезти видеомагнитофон. В комиссионке видеомагнитофон тогда стоил до 6000 рублей. За эти деньги можно было купить слегка подержанную машину.
В качестве альтернативы путешествиям по заграницам у советских граждан имелась возможность ездить по всей 1/6 земного шара за исключением буквально нескольких закрытых "военных" районов.
И тогда по молодости мы много ездили. В Москву самолетом из Симферополя. Без проблем. Всего 28 рублей. Заплата молодого специалиста от 120 р. На Кавказ, на Тянь-Шань в турпоходы. Запросто.
А командировки от предприятий и организаций? Часто заставляли, а мы не хотели. Что мы в той Казани или Новосибирске не видели? Такой же СССР, как и везде. Другое дело Прибалтика или Закавказье. Туда было интересно съездить. Тогда обычным делом были турпоездки выходного дня по линии профсоюзов в Таллинн, Ригу, Тбилиси, Ереван на самолете. В пятницу вылетели, в воскресенье вечером прилетели. Стоила такая поездка копейки. Поскольку почти все оплачивал профсоюз.
Сейчас тоже можно почти свободно путешествовать по бывшему СНГ. Но тогда везде было спокойно. Мы ничего не опасались. И главное поехать могли все. От доходов семьи возможность путешествовать, практически не зависела.
И заграницу могли поехать особо активные. Один мой знакомый из совершенно простой семьи. Папа водитель, мама повариха. Он просто активничал в комсомоле и поехал со стройотрядом в Венгрию. Но стройотряд оказался дружественным. Венгры уже все построили. Поэтому они там целый месяц на Балатоне отдыхали.
Другой мой знакомый комсомольский активист был более активным и потому ездил на Кубу. На фестиваль молодежи и студентов.
Еще была возможность сделаться моряком или устроиться каким-нибудь инженером или техником в экспедицию.
Мой приятель, будучи простым инженером, совершил кругосветку на океанографическом судне. Хотя мне возразят, что без блата в такую экспедицию было не попасть. Может быть и так. Но ведь и блат был делом наживным. Была бы цель, а реализовать ее было возможно.
В то время у большинства советских людей определенное чувство непонимания даже переходящее в резкое непринятие вызывала борьба диссидентов и отказников за свободу перемещения.
А зачем туда ехать на постоянное жительство? Менять страну проживания никто ведь не собирался. А туризм? Посмотреть на руины прошлых эпох или экзотическую природу. Так и у нас в стране есть на что посмотреть. Магазины, шмотки, техника. Но ведь каждый соизмерял свои возможности. У нас, что тогда были деньги на роскошный отдых? Реально денег на дальние путешествия у большинства советских граждан тогда не было.
Между прочим, тогда много иностранных туристов приезжало в СССР. Им было интересно увидеть, как живут советские люди, а заодно и осмотреть достопримечательности. К нам в Крым много прилетало на отдых, преимущественно из обеих Германий. Из Симферополя в Берлин и еще в несколько городов ФРГ наверно каждый день летел самолет. Еще были рейсы в Париж и почему-то в Манчестер, а не в Лондон. Прилетали круглый год. Летом больше, чем в холодное время года. Часто в Ялту заходили круизные лайнеры и привозили туристов.
Немцы делились на наших и не наших. Наши или немцы из ГДР ехали по своим путевкам. Там был разный контингент. Приезжало много молодежи. Приезжие немцы из ФРГ были преимущественно пенсионерами. Они так объясняли свой выбор. Мы уже отдыхали на Лазурном берегу и в Италии, и в Испании. Приехали в Крым потому, что услышали хорошие отзывы о природе и море. Море у вас лучше, чем там, где мы отдыхали раньше. Но у вас есть проблема. Плохой сервис. Почему у вас вода в бассейне без подогрева? Почему нет кегельбана? Почему на экскурсиях не продают напитки?
Для туристов в Ялте к 60-летию Октября построили гостиницу 4 звезды. Для стандартов СССР это был шикарная гостиница. Строили югославы.
Ровно 25 лет незадолго до ГКЧП был принят закон о свободном выезде из СССР.
Но поначалу народ особо не рванул за границу. У нас тогда своих проблем было выше крыши. Вскоре многие наладили мелкий бизнес, вывозя за рубеж всякую мелочевку, а оттуда везли разный дефицит.
Расскажу о знакомой, которая реально пострадала от распада СССР. При СССР она работала на мясокомбинате. Уже этим все сказано. Жила одна. Муж у нее рано умер. Но благодаря "хлебному" месту работы жила очень хорошо по советским понятиям. Еще при СССР купила себе "копейку". Причем новую. Это тоже было не просто. Получила права. Женщина бальзаковского возраста за рулем своей машины весьма редкое явление для СССР.
Потом СССР распался. Еще какое-то время мясокомбинат по инерции работал. Вскоре исчезли колхозы. Мяса стало мало. Появились новые собственники. Они стали делить мясокомбинат. Поскольку этой женщине уже было за 50, то ее просто выкинули.
Но она еще была полна сил, решила заняться бизнесом и начать торговать. Первым делом поехала на поезде в Россию. Повезла два чемодана с чесноком, салом, орехами. Вернулась довольная. Любят украинское сало в России. Съездила еще несколько раз. Потом говорит, что в Россию надо везти веники. Я когда услышал, просто не поверил, что в России веники в дефиците. Какой же на них бизнес? Но знакомая была уверена в своем бизнес-плане. У нас веники стоят копейки, а там, на рубли, получается хорошая прибыль. Взяла она две огромные вязанки веников, таких, что с трудом в вагоне по полкам распихала и поехала. Похоже, что скоро бизнес на вениках накрылся.
Решила она попробовать поездить заграницу. Показывает она мне как-то заграничный паспорт: " Очередь сумасшедшая. Места барыги занимают, потом продают. Но слишком дорого хотят. Пришлось стоять. Вот с шести утра целый день стояла. Зато получила, теперь поеду везде куда захочу".
Поначалу она решила начать ездить в Польшу. Взяла два чемодана разной дребедени: замки и задвижки местного завода, кондовые советские будильники и на поезд.
Тогда поезд Симферополь - Варшава - Берлин шел несколько раз в неделю. Наверно чаще, чем ходили поезда на Москву. Ехали на нем преимущественно мешочники, как и моя знакомая. В Варшаве почти все сходили. Дальше ехало всего пару вагонов.
Из той первой поездки за границу привезла она нечто экзотические и в качестве сувениров дарила всем знакомым. Сейчас хоть стой хоть падай, а тогда мы такого еще не видели. Привезла она пластиковые бутылки. Одну дарит мне. Я говорю, зачем. Она объясняет. Отрежешь донышко, и получается воронка, будешь бензин из канистры в бензобак наливать. Это звучало тогда, как издевка. Бензина тогда у нас на Украине не было вообще. Заправки уже давно не работали. Бензин мужики возили канистрами из России. Загружали свои машины и салон, и багажник, и выше крыши канистрами. Так и ехали. Ну, просто камикадзе. Потом они стояли на обочинах дорог и продавали. Но бензина привозили так мало, что почти никто не ездил. Город был пустой, без транспорта.
Мало того, что бензина не было, так и воронка была мне не нужна. У меня была воронка вполне нормальная. Бутылку она мне все же всучила. Взял, не стал обижать. От чистого сердца ведь подарок.
Потом она еще ездила в Югославию уже на своей машине. Электрические лампочки возила. Но в итоге осталась ни с чем. Разбогатеть так и не удалось.
Забыл сказать важный нюанс. Она мне как-то призналась, что советских денег у нее было много, но потом они враз сгорели.
При СССР она как сыр в масле купалась. Ни в чем в пределах советских возможностей себе не отказывала, а при свободном обществе так и прожила остаток жизни в нищете.
Вот так открылись у нас границы в "свободный мир".
Все ведь должно соответствовать. Заплата, общие расходы на проживание в течение года и стоимость отдыха в экзотических странах должны как-то коррелировать. Иначе нет смысла иметь возможность, но не иметь возможности ее реализовать. Вот в СССР заплата и стоимость поездок и путевок коррелировали, а потому по стране Советов мы могли ездить свободно. А западный мир бы для нас как на другой планете. Чтобы поехать туда надо было преодолеть финансовой барьер.
Получается, что при том уровне доходов, который был в среднем у всех советских людей, свобода перемещений по заграницам нам ни нафик была не нужна. Поехать в Париж на поезде и жить там в дешевом хостеле, экономя на круассанах, чтобы попасть хоть на какие-то экскурсии?
Ну а те, кто по месту своего положения в советской элите, имели возможность посещать заграницу, большинству советских людей были не парой. Как говориться гусь свинье не товарищ. Но в процентном отношении таких было мало.
Но дело даже не только в низком уровне доходов советских людей. Что было кстати следствием советской системы распределения. Причин наличия препятствий для поездок было несколько. И некий авторитаризм советской системы тут не причем. Но свобода выезда породило бы социальную напряженность. Почему тот барыга, подпольный цеховик, или тот профессор может, а вот простой инженер или рабочий нет?
Если бы при СССР была бы свобода выезда, та моя знакомая конечно могла поехать куда угодно. Но вот показать, откуда у нее деньги она не могла. Поскольку доходы были "левые". Выходит, хоть в лоб хоть по лбу.
Советская система была ориентирована на большинство. Если большинству не нужно ездить за границу, то значит и не нужно давать свободу выезда.
Получается, что советская свобода в отношении путешествий соответствовала той системе координат, в которой мы жили.