Оригинал взят у
gatoazul в
Фиксация событийИзложу события последних полутора лет, как я их понимаю. Кратко и тезисно - поэтому иллюстраций и доказательств не будет. Одни и те же события изложены три раза, но с разных сторон. В них, на самом деле, ничего сложного нет, если смотреть не на то, что говорилось, а на то, что делалось.
Надеюсь, после этого я смогу, наконец, хоть ненадолго выкинуть из головы всю эту дрянь и написать о чем-нибудь другом - про коммунизм или там про золотые деньги, или про искусственный язык, или про социальные последствия репликаторов. Короче, о жизни, а не о смерти.
РФ
Власти Российской федерации еще во время Майдана запланировали оторвать в свою пользу Крым. Операция готовилась несколько месяцев и началась еще до бегства Януковича. Цель, скорее всего, была совершенно банальная - было заранее понятно, что новое украинское правительство флот РФ из Крыма выгонит и РФ потеряет козыри для торговли.
Операцию по аннексии Крыма в соответствии с модными американскими веяниями проводило как бы не государство, а как бы частные лица - структуры некоего православного олигарха Малофеева. Но, разумеется, все заинтересованные лица были в курсе.
Все прошло идеально - быстро и технично. Этому способствовало и удачное время операции - сразу после майдана, когда новая власть была практически недееспособна. Не исключено, что РФ с самого начала закладывалась на такой сценарий, дала Януковичу гарантии сохранения жизни и капиталов и сделала все от нее зависящее, чтобы майдан победил.
Параллельно с отжатием Крыма в соответствии со всеми канонами спецслужб была развернута операция прикрытия. Через СМИ и Интернет настроение недовольных майданом были искусственно накачаны и повернуты в сторону массовых протестов, которые якобы поддержит Россия. Была вброшена идея некоего государства Новороссия, но при этом никаких реальных шагов по его созданию не начиналось. Целью было создание проблем новому правительству Украину, при котором ему будет не до Крыма. Скорее всего, не обошлось без провокаторов из РФ, но сами протесты были при этом вполне искренними.
После этого началась программа перевода политического конфликта в военный. Реализация была возможна только в трех областях Украины, где были сильны прорусские настроения и которые имели общую границу с РФ. Однако руководство Харьковской области вовремя поняло, что никаких серьезных намерений у РФ нет и помогло подавить гражданские протесты, или, как минимум, не препятствовало их подавлению.
В города Луганской и Донецкой областей все теми же структурами олигарха Малофеева были засланы вооруженные группы, изображающие из себя "вежливых людей" крымского образца. Одновременно началась накачка регионов оружием, когда автоматы раздавали буквально всем подряд. И началась массовая вербовка добровольцев в самой России - от идейных всех мастей до откровенных мародеров и садистов. В целом, социальный и психологический состав ополчения не сильно отличался от аналогичных им украинских формирований - добровольческих батальонов.
Для повышения градуса противостояния использовались провокации - вроде рейда Безлера за 100 км под Волноваху.
Очень быстро Донбасс превратился в точный аналог Свободной Ичкерии - масса вооруженных людей, объединенных не то в отряды непонятного назначения, не то в банды. "Ополчение" начало войну с армией Украины, причем война велась любыми средствами - вплоть до ракет и тяжелых танков.
Задачей властей РФ было создание на украинской территории управляемой язвы, поведением которой можно было бы потом торговаться с Украиной. РФ заранее поставила себе рамки ограничения войны минимально необходимым объемом - небольшой территорией, вполне определенными требованиями к Украине и полной обратимостью ситуации в случае возможного мирового соглашения. За этими пределами РФ предложила Украине мир и дружбу, включая даже откровенные уступки и безвозмездную помощью в широких пределах. На "быдло" этот политес, разумеется, не распространялся.
Участие мирного населения Донбасса предполагалось исключительно в качестве массовки - в основном в виде трупов, которые обе стороны производили, не стесняясь.
Параллельно РФ тщательно подавляла любые попытки государственного строительства на этих территориях - именно, чтобы не создать необратимость.
С какого-то момента структуры олигарха Малофеева от участия в процессе были отстранены, его люди отправлены домой, вместо граждан РФ на руководство фальшивыми республиками были поставлены марионетки из местных. Попутно начался процесс оттеснения местных от руководства ополчением - создание на базе разрозненных банд единой управляемой из РФ структуры. Шел он не без эксцессов в виде огнеметных отставок, но вполне бодро. Результатом стало преобладание в ополчении наемников, занимающихся войной сугубо за деньги.
Если до этого момента можно было с натяжкой говорить о гражданской войне на Украине (с натяжкой, потому что противостоящая Украине сторона политически и идейно толком не оформилась), то после этого остался лишь симулякр "восстания", "гражданской войны" и "сепаратизма".
На практике ополчение оказалось небоеспособным, поэтому в критические моменты его подпирали войсками РФ, как контрактниками, так и призывниками.
Целью военных действий было установление позиционного равновесия, когда ни Украина, ни Россия не должна были иметь возможностей к наступлению. Первая - потому что это сорвало бы торги, вторая - потому что Украина боялась бы нарушения договоренностей со стороны России.
Параллельно шли интенсивные торги и переговоры, которые ничем не завершались и завершиться не могли.
Донбасс использовался исключительно в качестве полигона, местное население было предоставлено само себе - и должно было выживать, как может. Когда гуманитарная ситуация стала совсем некрасивой, Россия скрепя сердце была вынуждена слегка подкинуть денег.
В результате за 2014 год Россия вынуждена была потратить на все про все около 10 млрд долларов, а также огрести от западных стран санкций на огромные суммы.
Резюмируя. РФ, желая решить проблему Крыма, начала войну на Донбассе. Теперь у нее две проблемы.
Украина
Очередной Майдан, собранный на деньги олигархов, оттесненных Януковичем от кормушки, закончился очередным государственным переворотом - на этот раз уже совсем откровенным. Новое правительство должно было решить три первоочередные задачи - подавить протесты множества недовольных переворотом, удержать и укрепить власть, провести собственную легитимацию.
Для решения первой задачи полицейскими методами у нового правительства не было ни сил, ни опыта, ни желания. Поэтому оно широко использовало передачу права на насилие частным лицам - своим сторонникам, по образцу латиноамериканских хунт. Для подавления протестов на Юго-Востоке оно сразу же подтянуло войска, очевидно, готовясь к карательной операции.
К его счастью, РФ очень подмогла тут своей ичкерий. Украина получила отличный повод не потерять лицо репрессиями и сразу начала артиллерийские обстрелы городов. Военной пользы от таких обстрелов было ноль - я ни разу не слышал, чтобы украинские войска попали хотя бы в одну базу боевиков, зато политической было хоть отбавляй. Протесты в остальных областях очень быстро сошли на нет. Одно дело - мирные митинги и совсем другое - откровенная война у себя дома.
Для укрепления власти новое правительство точно так же пошло по пути передачи полномочий - рассадив для контроля над областями не политиков, а олигархов, располагавших значительными денежными средствами.
Для легитимации были проведены выборы, на которых победил президент Порошенко. Выборы были признаны всеми ведущими странами, включая РФ, и с этого момента украинское правительство стало полностью легитимным.
После этого оно начала постепенно ликвидировать структуры чрезвычайного времени - майдан, ультраправых, смещать олигархов у власти.
В военном отношении первое, что сделала Украина, - попыталась победить Донбасскую Ичкерию с помощью блицкрига. Однако ее армия находилась в небоеспособном состоянии и ничего не вышло. После пары попыток наступления война очень быстро скатилась в позиционную и остается в таком состоянии до сих пор.
Зато Украина сделала очень неожиданный и удачный ход - признала территорию Донбасса оккупированной, прекратила финансовое снабжение Донбасса и ввела его полублокаду, а также официально отказалась от соблюдения прав человека на этой территории. Таким образом, она свалила на жадную РФ необходимость снабжать не только боевиков, но и пару миллионов обычных граждан, иначе ситуация там стала бы выглядеть совсем некрасиво. Идея, без сомнения, была гениальной - даже сам В.В. Путин вынужден был кисло заметить, что уж РФ-то Чечню все-таки финансировала. Жаль, донбасское быдло красоту идеи не оценило.
Конечно, такое отгрызание Украиной собственной ноги, попавшей в капкан, обошлось ей довольно дорого - в частности, резкой девальвацией гривны. Но поскольку расходы понесло население, а не олигархат, оно того стоило. Серьезной проблемой было снабжение украинских ТЭЦ донбасским углем, но ее оказалось достаточно легко решить с помощью мафиозных деятелей "народных республик".
Затем украинская армия построила прекрасные укрепления на границах оккупированных территорий, обезопасив себя от неожиданного наступления российских сипаев.
Таким образом, новая власть решила все неотложные задачи, отсекла "язву" и теперь может спокойно вести любую необходимую политику и не спеша торговаться.
РФ и Украина
Все переговоры закончились ничем, и это совершенно естетственно. Позиция РФ - признайте Крым нашим и все будет как раньше. Позиция Украины - Крым был и есть украинский, он аннексирован незаконно. Позиции несовместимы и ни к какому компромиссу приведены быть не могут.
Украина не может признать Крым российским из чистого инстинкта самосохранения - это фактическое приглашение соседей к новым аннексиям. На ее территории тут же найдется немало спорных земель, а если чуть покопаться - так и вообще сакральных. Ее позицию разделяют все страны мира - ни одна из них аннексию Крыма не признала, потому что такой прецедент на собственной территории никому не нужен.
РФ же Крым отдать не может, поскольку не для этого она его отжимала. Вся затея тогда станет совершенно идиотской.
Поэтому противники находятся в клинче, держа друг друга за горло, и могут только лягаться ногами, а также уповать на то, что кто-то из них не выдержит раньше. Казалось бы, Украине рассчитывать не на что - весовые категории несопоставимы, но не так все однозначно. Запад однозначно поддерживает Украину и противодействует России, взяв на себя столь любимую им роль арбитра, который в результате оберет и истца, и обвиняемого. Но это будет потом, а пока темпы ослабления российского рубля сопоставимы с аналогичными темпами украинской гривны, что как бы намекает: борьба идет практически на равных.
При этом у Украины есть много мелких козырей, а у РФ крупный - но один: ополчение, которое она будет использовать вплоть до полного расхода.
Но, в общем-то, финал на самом деле вполне ясен. Выиграет тот, кому помогает Запад, а это, конечно же, Украина. Она нужна для реализации все той же старой программы, которая за много веков не менялась, - загнать Россию в такой медвежий угол, чтобы она оттуда не вылазила и не мешала пользоваться планетой по своему усмотрению. И к реализации этой цели Запад подошел как никогда близко.
Донбасс
В результате независимости Донбасс сильно потерял и в статусе, и во влиянии, и в доходах. Из героической всесоюзной кочегарки он стал депрессивной промзоной, где жить было как-то можно, но не сильно приятно. Центральная украинская власть его откровенно не любила, программа нацибилдинга раздражала, донецкие олигархи высасывали все соки.
Возбужденные примером Крыма, дончане купились на российскую пропаганду, завлекательно намекавшую, что при активной позиции все желающие объединятся в едином лоне Матушки-России. Поскольку центральная украинская власть ослабела, возникла практически ситуация безвластия, полубунта - что-то типа карнавала по Бахтину, праздничной республики. Все казалось возможным и близким.
Митинги, захваты ОГА (и даже по нескольку раз), референдум, приезд братских казаков, хитрый план мудрого Путина - вот-вот и можно будет навсегда отчалить от постылой Украины в новую светлую страну.
Инерция мирной жизни была достаточно велика - и несмотря на все эти карнавалы она шла своим чередом. Ездили троллейбусы, работали заводы, банкоматы выдавали деньги. Так длилось еще полгода и лишь потом покатилось под откос.
Начались обстрелы и смерти. Исчезла власть, а вместо нее появились люди с автоматами. Косяками пошли танковые колонны, над головой начали рваться снаряды.
Вполне логично перестали платить пенсии - вы же теперь независимы. На всех дорогах появились блокпосты и солдаты в отвратительном камуфляже, а поля, тропинки и посадки оказались заминированы. В несколько раз подскочили цены. Закрылись предприятия и стало негде работать. Города обезлюдели - из них сбежали все, кто мог.
Внезапно выяснилось, что даже самое плохонькое государство гораздо лучше самой замечательной анархии. И что ткань цивилизации на деле так тонка, что ее очень легко порвать - было бы желание.
Но это понимание уже сильно запоздало.
Вместо светлого будущего Донбасс резко оказался на войне, причем войне непонятно за что, с неясными целями, на которой никто толком не воюет, а лишь бессмысленно убивают людей и уничтожают дома.
Так жизнь жестоко наказывает наивных лопухов.