О лингвистической ловушке роста цен
Недавно написал небольшую статейку о
лингвистической ловушке экономических и социальных процессов. И тут вспомнил, что есть более очевидная, более близкая, повторяющаяся с наибольшей частотой, такая же ловушка в нашем русском языке. Звучит она настолько привычно, что проходит любые фильтры: «цены выросли».
-Цены повысились/понизились
-Цена взлетела/упала
Синонимов масса.
Но ведь цены не могут расти сами! Их повышают! Это настолько очевидно, что проходит мимо внимания.
А повышают не из-за злого умысла, а по законам рынка. И законы эти сильнее всяких писаных законов.
Но ловушка эта дело своё делает. Она отвлекает сознание человека от того, чтобы искать реальные причины роста цен. Она как бы обезличивает виновника, перекладывает всю вину на сами цены.
В лучшем случае гнев и недовольство потребителей возросшими ценами обращается на непосредственных продавцов. Ведь это они требуют такую цену за товар. Иногда винят правительство и его политику.
Это справедливо лишь отчасти.
Реальная же причина роста цен - законы рыночной экономики. Ни одно правительство, как бы оно не старалось, не может директивно заморозить цены. Впрочем и повысить их (на значительную величину) то же. По крайней мере, на продолжительный срок. Они всё равно вырастут. Иначе возникнет дефицит товаров и появится чёрный рынок.
Так же и владелец бизнеса не всегда может и имеет желание понизить цены или хотя бы зафиксировать на текущем уровне. Ему это не просто не выгодно, ему это часто угрожает потерей бизнеса. Хотя с точки зрения классической теории, низкие цены - это конкурентное преимущество.
Так вот. Будем говорить вместо «цены повысились» - «цены повысили». И тогда восприятие реальность чуточку измениться.