Сумерки/Twilight, 2008

Nov 22, 2012 11:29



год: 2008
страна: США
слоган: «Запретный плод сладок»
режиссер: Кэтрин Хардвик
В главных ролях: Кристен Стюарт, Роберт Паттинсон, Билли Бёрк, Эшли Грин, Анна Кендрик, Тэйлор Лотнер
жанр: фэнтези, мелодрама

Просмотрев сугубо ради нашего сообщества это чудо новейшего кинопрома, я должна сказать, что оно, при всей своей непроходимой тоскливости, открывает перед нами некоторые важные аспекты в современной мифологии межполовых отношений.
Итак, у нас есть вечно 17-летний вампирчик Эдичка и юная прелестница Бэлла Свон (она же Прекрасная Лебядь, если что). Вампирчик превосходит человеческую девочку в силе, скорости и вообще с трудом сдерживается от того, чтобы ее не сожрать, кроме того, он бессмертен - она нет. Это явно говорит нам, что такой союз - чертовский мезальянс, а от настолько опасного мужчины и вовсе следует держаться подальше (сожрет ведь при первой ссоре, не говоря уж о разводе! но правильные женщины не допускают ссор, а с "любимыми" живут и умирают в один день, или не умирают вовсе, что это я, забылась на секундочку)).

Фишка этого фильма в том, что Прекрасная Лебядь появляется в фильме уже оперившейся правильной женщиной, а не каким-то там гадким утенком с замашками на эмоциональную автономию. Не дадим психологической независимости ни шанса! Границы суверенной личности? Критическое восприятие действительности? Прекрасные Лебяди не мыслят в таких категориях, это вам не это, дорогие феминистки. Бэлла Свон - готовый продукт для потребления мужчиной, не надо укрощать строптивую, не надо ломать границы и обживаться там, ему даже манипулировать не надо - "правильная женщина" загазлайтит себя сама.
Вот, к примеру, типичнейший диалог между главгероями (наблюдаем автогазлайт):

Эдичка: Если ты умная - держись от меня подальше.
Бэлла: Допустим, не умная...
(первый фэйспалм!!)


Э: Может быть, я злодей?!
Б: Я не верю, это маска притворство!
(мой-не-такой, мой-не-такой)
- Я убийца.
- Я не верю.
- Я создан убивать.
- И пусть.
- Я убивал.
- Это неважно.
- Я хотел убить тебя.
- Я верю, я рядом.
- Я ненавидел тебя, потому что страстно желал.
- Я знаю, что ты сможешь сдержаться.
...
- Я мог бы тебя заставить.
- Я не боюсь.

И еще ряды подобных диалогов. Наглость Эдички поражает, я честно ждала от него манипуляций, а он палит по правде и ни капельки не стесняется. Конечно, вся эта правда - суть цепочка подтверждений того, что правильная женщина уже на крючке и "полюбила его таким, какой он есть". Прекрасная Лебядь "адекватно" пингует забросы о говнистости прынца, который ей достался.
Я даже думала слегка зауважать Эдичку за правдивость, но потом и он проявил себя, как мудак и манипулятор, так что снимаем, снимаем неоправданные медали.
- Лев влюбился в овечку.
- Глупая овечка.
- Ну, а лев - просто мазохист.
Да, именно такая вот феерия в лучших традициях "черного - это белого", "мира - это войны". Сильнейший из союза, потенциально опасный, так как может сожрать слабую в любой момент - это, конечно, же мазохист, ведь ему же придется сдеееерживаться. Бедный, бедный лев! Овцы-садистки атакуют!
Далее, Эдичка не превращает Прекрасную Лебядь в подобную себе вампирку, вопреки ее артикулированному желанию (вообще, это едва ли не единственное ее желание - превратиться в андеда, чтобы "никогда не расставаться"). Он не инициирует ее конечно же не потому, что хочет, чтобы она оставалась слабой (как мы могли подумать такое о благородном вампире, он вообще светится на солнце, а не просто так мудак!), а потому, что "лучше знает, что ей нужно". Классика, подруги, просто классика. После стольких звоночков, любая здравомыслящая девушка очутилась бы уже на приличном расстоянии от подобного мудака, даже если тот светится, как радиоактивный бриллиант. Но не Прекрасная Лебедь, ведь она правильная женщина и ей воздается по ее услугам заслугам, но, заметьте, только в киносказочке.

На самом деле, ни уступчивость, ни автогазлайт, ни закрывание глаз на очевидную опасность и передергивание базовых понятий, ни заниженная самооценка, ни артикуляция слабости и зависимости, ни преувеличение качеств и заслуг избранника, ни безграничное доверие, ни готовность "пойти на все ради любимого" не гарантируют того, что в реальной жизни, а не в сказочке, прекрасный прЫнц не сожрет Прекрасную Лебядь при первой возможности.

Крайне вредное кино, если воспринимать некритично. Полезное в смысле детекции типичного иррационального поведения правильной женщины и развития собственного критического восприятия.

фэнтези, режиссерки, мелодрама, 2000-е, США, *оценка:3*

Previous post Next post
Up