Hitchcock/Truffaut

Apr 01, 2016 21:10




Для тех, кто жить не может без кино

Логика глупа (с) Альфред Хичкок

До фильма я ничего не знал о книге Франсуа Трюффо. Смешно, но вчера, когда я искал ее в книжном магазине, даже не мог вспомнить автора. Мне и в голову не могло прийти, что режиссер сам ее в итоге и написал, а не нанимал кого-то для этого. Поэтому даже жалею, что думал, идти или не идти на «Хичкок/Трюффо», но с первых же минут влюбился в проект и даже не забыл взять в руки свой ежедневник, куда обычно записываю главное, и одной из самых приятных особенностью просмотра оказалась тишина на протяжении всего чуть более, чем часового сеанса.

image Click to view



В 1962 году, после недолгой переписки, на несколько дней в одной комнате встретились Франсуа Трюффо и Альфред Хичкок, которые в формате интервью, обсудили свои работы и отношение к зрителям. Это было сделано для того, чтобы доказать состоятельность Хичкока, как автора и художника с кинокамерой, а не просто режиссера снимающего однодневные картины на потребу зрителей.





Интересно, как эти совершенно не похожие люди, разговаривая на разных языках, легко понимали друг друга. Хичкок был непримирим на съемочной площадке и деспотично расправлялся с разговорчивыми актерами и Трюффо переписывавший сценарии, после разговоров с теми, кто будет у него сниматься. Создатели очень легко вписали рассказы о жизни великих режиссеров и в отличие от многих других коллег они доводят проект до конца, не бросая биографии Хичкока/Трюффо на выходе книги, а продолжают ее до самого конца, пока оба не покинули наш мир.




Кент Джонсон, как и Трюффо кинокритик, а книга «Хичкок/Трюффо» открыла для него секреты того, как можно и нужно снимать картины и не обращать внимание на критиков и общественное мнение. Режиссер собрал фото и видеоматериалы, интервью, аудиозаписи общения Трюффо и Хичкока и многое другое, что позволило съемочной группе соорудить некий столб, вокруг которого закручивается сюжет. Несколько прочитанных страниц дают понять, что книга совершенно не кинематографична, т.к. Трюффо с Хичкоком скорее препарируют фильмы, но ведь есть фильмы по Библии, спортивным учебникам, историческим хроникам и совершенно невероятным фантастическим книгам, так чем киношные классики хуже.




Разобрав по кусочкам не очень популярную ныне картину Хичкока «Головокружние», как же, вот сразу после «Хичкок/Трюффо» ее незамедлительно хочется отсмотреть, особенно после слов Скорсезе о том, что его фильм невозможно было найти в конце 50-х. Не то, что в наше время. Для того, чтобы зрители не думали, что над ними издеваются, авторы выбрали классическое «Психо», которое может не все видели, но о сюжете, как минимум наслышаны.




С какими же влюбленными глазами Мартин Скорсезе, Дэвид Финчер, Уэс Андерсон и другие рассказывают о том, как читали книгу и смотрели фильмы мастеров. То, как они об этом говорят, нужно иметь подобную литературу не только в домашней библиотеке, а на туалетном столике. И даже их рассуждения о том, что методами классиков в наше время уже пользоваться просто невозможно. То есть, давая понять, что нельзя использовать книгу, как учебник, скорее, как базу для создания своего стиля и восприятия мира.




Такие фильмы можно и нужно смотреть только на оригинальном языке, т.к. никакой дубляж не заменит тех эмоциональных фраз и точных форм суждений, произносимых, как важными фигурами современного кинематографа, так и доносящихся сквозь время голосов тех, кто давно стал классиками.




Такого рода проектам нельзя ставить оценок, т.к. каждый из них бесценен, каждый создан с особой любовью и верой, как в то, о чем они говорят, так и в своих зрителей. «Хичкок/Трюффо» надо немедленно заносить во все фонды кино и показывать, поставив на бесконечное повторение во всех специализированных учебных заведениях и любых помещениях, где живут, работают или проводят время люди, считающиеся или причастные к кинематографу.

документальное кино

Previous post Next post
Up