В поисках счастья
Всякая жизнь требует чьей-то смерти (с)
Если задуматься, то в обыденной жизни мы постоянно сталкиваемся со сказками и историями, которые нас окружали с самого детства. И это только кажется, что они были придуманы для детей, чтобы обучить их, предостеречь и обезопасить от проблем, с которыми им придется столкнуться в жизни. На самом деле, взрослым эти истории нужны не меньше. Они пойдут на все, чтобы хоть на время забыть о своей работе, и возможно компьютере, который находится перед носом восемь часов к ряду, а дома это телевизор или планшет. А как приятно, когда можно позволить себе окунуться в совершенно не похожий и не современный мир со своими проблемами, структурой и нравами. Ведь как легко осуждать и смеяться над проблемами других, закрывая глаза на свои собственные недостатки.
Сюжет картины объединяет истории трех королевств. В одном король всеми силами старается найти знахаря, чтобы его супруга смогла забеременеть, и они оба готовы всем пожертвовать ради этого. В другом, у главы государства подрастает дочь, а он увлекся выращиванием блохи и ему совершенно все равно за кого выдавать принцессу. А в третьем, король пытается затащить в постель ту, кто поразила его своим пением, но она давно уже стара и ей приходится пойти на хитрости, чтобы провести ночь с владыкой королевства.
Маттео Гарроне решил напомнить миру о Джамбаттисте Базиле, авторе, придумавшем всем известных героев, которых затем популяризировали Шарль Перро и братья Гримм, и многие после них. Это жестокие, кровавые и медлительные истории о людях, неважно в каком веке они родились и к какому сословию, уровню жизни, принадлежат. Режиссер купается в открывшихся для него возможностях, продолжая оттачивать свой саркастический юмор и безнаказанно смеяться над власть имущими, как до него это делал автор Базиле. Сценарий базируется на всем хорошо известных сказках, при просмотре которых понимаешь, что где-то уже все это слышал и видел. Авторы фильма перемешали выбранные истории и соорудили двухчасовой аттракцион в прошлое со своей моралью, откровенностью и дозволенностью того времени.
Венсан Кассель, несмотря на звездный каст «Страшных сказок» выделяется, как в общем-то и всегда. Если в кадре появляются обнаженные женщины или намек на это, значит, известный актер неизменно окажется поблизости. С возрастом он становится только эффектнее и краше, в отличие от большинства своих коллег. С Сальмой Хайек происходят похожие изменения, возраст ей к лицу, тем более здесь, ей дали роль не очередной проблемной мексиканки, а королевы, которая больше жизни обожает свое дитя. Тоби Джонс великолепен, как и везде, Джона Си Райли слишком мало, а Стэйси Мартин из дилогии «Нимфоманка» Ларса фон Триера и играть не приходиться, авторам достаточно ее молодости и грации.
Питер Сушицки снял вроде бы знакомую сказочную страну, при этом она коренным образом отличается от всего, виденного ранее зрителями. Во-первых, оператор очень аккуратно показывает только ее части, но не всю, при всей красоте и масштабности постановки, ее бюджет составил небольшие для подобного жанра 12 миллионов евро. Зато на костюмы и создание аниматронных существ денег не жалели, поэтому герои выглядят не жалким подобием вельмож и королей, а смотрятся по-настоящему живыми и страшными.
Александр Деспла стал уже классиком современного музыкального сопровождения. Его музыка исполняется в самых известных европейских постановках наравне с голливудскими блокбастерами и анимационными проектами. «Страшные сказки» его музыка дает фильму необходимую движущую силу, которая для неспешного повествования оказывается очень кстати.
«Страшные сказки» это возможность показать современным зрителям яркие примеры ошибок, чтобы они их не совершали. При этом это не студийная работа, которую нужно было бы подставлять под определенные рамки, благодаря имени создателей и неугасающего интереса к теме, продюсеры смогли выделить на картину неплохие для европейского кино средства, с помощью которых сказки Базиле оживают на экране.
7 из 10