Годовщина Экипажа

May 12, 2021 20:12


12 мая 1980 годы на экраны советских кинотеатров вышел фильм Александра Митты "Экипаж".





За время, прошедшее с момента премьеры этого фильма, о нём написано огромное количество статей, отзывов, рецензий и т.п. Практически все эти материалы в той или иной форме подчёркивают следующую информацию:

- эта картина стала первой в советском кинематографе, снятой в жанре "фильм-катастрофа";

- в этом фильме впервые в истории советского кино была показана эротическая сцена.



Директор картины Борис Криштул в своем интервью газете "Аргументы и факты" называет ещё один момент, в котором фильм "Экипаж" стал первым в советском кино. По его словам, эта картина - "первая спродюсированная, поскольку была снята не только на государственные деньги, но и на средства "Аэрофлота".  Наверное, в этих словах присутствует некоторая аберрация памяти, поскольку в годы создания картины и сам "Аэрофлот" со всеми потрохами принадлежал государству. Но, безусловно, предоставленные бесплатно для съемок самолёты, пусть и списанные по разным причинам, значительно повысили эффект достоверности. Да и символическая плата за аренду зданий аэропортов и прочей авиационной инфраструктуры позволила сэкономить довольно скудные средства бюджета картины на какие-то другие, более важные цели.



Не знаю, как для других, но для меня и моих друзей, в то время студентов, этот фильм был очень ожидаемым. Дело в том, что незадолго до того, в 1978 году, вышла книга с двумя романами Артура Хейли: "Отель" и "Аэропорт". Книга была бешено популярной, по крайней мере, в нашем студенческом общежитии. Давалась она только на одну ночь. Ну, да это было в порядке вещей: в то время всеобщего голода на заслуживающие внимания литературные произведения все книги можно было получить у их счастливых обладателей только на одну ночь. Не по причине жадности, а из-за длиннющей очереди жаждущих печатного слова. Только книг типа "Малой земли" да материалов очередного съезда было как грязи, все сортиры были ими забиты. Туалетная бумага же тоже была в дефиците.



А потом мы узнали, что роман "Аэропорт" экранизирован. Правда, посмотреть эту экранизацию возможности не было. Зато в 1979 году довелось посмотреть итальянский фильм "Спасите Конкорд". Мне моя память подсказывает, что это было в рамках какой-то очередной недели итальянского кино. Но Кинопоиск даёт данные, что этот фильм-катастрофу посмотрели более 24 миллионов советских кинозрителей. Возможно, я что-то путаю. Но это не важно. А в начале 1980-го года какими-то неведомыми путями до киноклуба в нашем общежитии докатился американский фильм "Аэропорт-79". Может, страна готовилась к Олимпиаде, и власти пропустили то... что можно было бы и не пропускать.



И вот на этом фоне мы узнаем, что к выходу готовится наш, отечественный фильм-катастрофа. Естественно, мы ждали его с большим нетерпением, и как только фильм появился в кинотеатрах, мы отправились смотреть. Признаюсь, первая серия нас немного обескуражила: мы-то шли на катастрофу, а тут мелодрама. Но уж вторая серия полностью оправдала наши ожидания. И даже превзошла их. По выходу из кинотеатра мы не сговариваясь сказали друг другу: "Да, мы можем!" Обама потом эти наши слова сделал лозунгом своей избирательной кампании.



Российский кинокритик Евгений Нефёдов впоследствии отразил наши впечатления в своей рецензии от 2013 года: "По сложности комбинированных съёмок в эпизоде, когда строители и члены их семей оказались окружены горами, с которых стремительно несётся горящий селевой поток, наши мастера с лёгкостью заткнули за пояс иностранных конкурентов. Такой величественной, с позволения сказать, картины всепроницающего, беснующегося (точно люди внезапно провалились в разверзнувшуюся бездну преисподней, запоздало вспомнив Господа и начав молиться) пламени не удавалось явить ни раньше, ни позже!"



А другой российский кинокритик - Сергей Кудрявцев - немного ранее - в 2006 году - объяснил, что то, что нас поначалу обескуражило - мелодраматизм - обеспечило успех картине: "успех фильма в немалой степени обязан счастливо найденному приёму сочетания приключенческих и мелодраматических моментов в жизни персонажей, а также благодаря общей романной структуре."



И в самом деле, первая часть фильма, где есть всё, что греет женскую душу: беременность незамужней девушки, бабник-меломан, стерва, обратавшая хорошего мужика, и т.п. - привлекла женщин-кинозрительниц. А вторая часть, полная острых ощущений, привела в кинотеатры мужскую половину аудитории. Как следствие,  в первый год фильм посмотрели более 71 миллиона советских кинозрителей. И по этому показателю фильм уступил только двум отечественным картинам, вышедшим на экраны в 1980 году: "Пиратам XX века" и " Москва слезам не верит".



И этот успех случился с фильмом несмотря не то, что по ходу съемок по разным причинам сменились практически все исполнители главных ролей: Георгий Жжёнов заменил Алексея Петренко, Анатолий Васильев заменил Николая Караченцова, Леонид Филатов заменил Олега Даля, а Александра Яковлева (тогда ещё Иванес) заменила Елену Проклову.



Иными словами, у зрителей 40-летней давности фильм пользовался бесспорным и огромным успехом. А как насчёт современных зрителей? На сайтах IMDB и Кинопоиск я нашёл несколько (правда, очень немного) зрительских отзывов, весьма сильно критикующих этот фильм. Главным образом, за технические недочёты. Впрочем, ничего удивительного: авторы этих разгромных отзывов родились тремя-пятью-семью годами спустя после премьеры фильма. Т.е., об уровне даже западных фильмов-катастроф, представленных хотя бы перечисленными выше, не имеют ни малейшего понятия. А между тем, оценки современных пользователей IMDB и Кинопоиска, выставленные "Экипажу", на порядок выше оценок вышеупомянутых итальянских и американских блокбастеров.



80% пользователей IMDB и Кинопоиска (т.е., современных кинозрителей) поставили фильму "Экипаж" Александра Митты оценки от 8 до 10, при этом 46% поставили максимальный балл - 10.



С учетом сказанного выше рейтинг фильма по версии FilmGourmand'а составил 7,985, благодаря чему он занял 728-е место в Золотой Тысяче. (В Золотую Тысячу версии 2023 года фильм не вошёл.)



фильм-катастрофа, классика советского кино, мелодрама, кино

Previous post Next post
Up