Юбилей Неотправленного письма

Jun 27, 2020 14:24


27 июня 1960 года в СССР состоялась премьера фильма Михаила Калатозова "Неотправленное письмо".





Судьбу фильма иначе, как сложной, назвать нельзя. Фильм был номинирован на Золотую Пальмовую Ветвь Каннского кинофестиваля 1960 года и должен был быть показан 17 мая. Однако, буквально накануне заявка на участие фильма в конкурсной программе кинофестиваля была отозвана. Хотя, как мы все знаем, все страны, все кинокомпании и все режиссёры, не говоря уж об актёрах, горячо заинтересованы в участии в международных кинофестивалях. Тем более, таких престижных, как Канны.



Существуют две версии объяснения причин такого экстренного отзыва заявки. Согласно официальной, режиссёр фильма Михаил Калатозов вдруг захотел что-то исправить в фильме, чтобы к премьере в СССР, намеченной на 27 июня, фильм не имел бы ни одного недостатка. Согласно второй, неофициальной, версии, заявку отозвали руководители Госкино СССР, которые вдруг осознали, что фильм показывает, как средства для социалистической индустриализации (в фильме - алмазы) изыскиваются ценой человеческих жизней (в фильме - геологов).



Мне лично более правдоподобной представляется вторая версия. И вот почему. Фильм - блестящий! Снят режиссёром Калатозовым и оператором Сергеем Урусевским, триумфаторами Каннского фестиваля 1958 года за фильм "Летят журавли". В фильме снимался цвет тогдашнего советского кино: Иннокентий Смоктуновский, Евгений Урбанский и несравненная Татьяна Самойлова. Высокий класс картины подчеркивает ещё и тот факт, что буквально на следующий год фильм вышел на экраны Европы, а ещё через год - на экраны кинотеатров США. А вот демонстрировался ли этот фильм у нас в 60-70-е годы, я не помню.



Впрочем, память человеческая - инструмент ненадёжный. Поэтому я обратился к Кинопоиску за информацией о количестве зрителей, посмотревших этот фильм в первый год. Нет такой информации! Про фильмы, вышедшие на экраны в те же годы, например, "Баллада о солдате", такие данные есть. Про более ранние фильмы, например, "Летят журавли" или "Верные друзья" и т.п., такая информация есть. А про "Неотправленное письмо" - нет! О чём это может говорить? Либо о том, что фильм сразу после премьеры сняли с экрана вообще, либо запустили в такой ограниченный прокат, что приводить данные о просмотре советского фильма в Советском Союзе количеством зрителей, в разы меньшим, чем, допустим, во Франции, мягко говоря, неудобно. Вот и нет данных.



И на фестивали больше этот фильм не выдвигался. Хотя, казалось бы: премьера состоялась, значит, режиссёр устранил все недостатки. Почему бы не выдвинуть? Тем более, что Татьяна Самойлова после "Летят журавли" была в мировом кино звездой первой величины.



После премьеры этого фильма в Нью-Йорке газета The New York Times отозвалась - редкий случай! - вполне благожелательной рецензией, правда, без указания авторства. Так что, можно считать, что эта рецензия отражает мнение всей редации газеты. Конечно, значительная часть рецензии была посвящена нашей великой Актрисе Татьяне Самойловой. Но и самому фильму были адресованы весьма лестные эпитеты: «Полный фотографической изящности и интенсивности, … непохожий на любую другую российскую кинодраму за многие годы. …по-настоящему редкий фильм, полный содержания и формы, претенциозный и временами непонятный, но изумительной живописной текстуры…. Посмотрите этот неортодоксальный российский фильм, … и мы гарантируем, что он не оставит вас равнодушным.»



И потому совершенно не вызывает удивления тот факт, что Фрэнсис Форд Коппола в 1995 году профинансировал реставрацию и повторный прокат этой картины в США. Возможно, именно с этим связан тот факт, что из всех стран этот фильм имеет самый высокой рейтинг в США. В целом, 64% пользователей IMDB и Кинопоиска во всем мире поставили этому фильму оценки от 8 до 10.



С учетом сказанного выше рейтинг фильма по версии FilmGourmand'а составляет - 7,826. И этот невысокий рейтинг обусловлен в первую очередь тем, что советское руководство в свое время пресекло участие фильма в каких-либо кинофестивалях и максимально сузило масштабы демонстрации фильма в кинотеатрах. Но, тем не менее, фильм входит в Золотую Тысячу FilmGourmand'а под номером 947. (В Золотую Тысячу версии 2023 года фильм не вошёл.)



И ещё. Василий Ливанов, он же Шерлок Холмс, он же Карлсон, он же Крокодил Гена, он же много кто ещё, именно на съемках этого фильма то ли простудился, то ли отравился дымом, но в итоге приобрел тот неповторимый тембр голоса, который мы все так хорошо знаем.



советские кинозвёзды, каннский кинофестиваль, классика советского кино, кино

Previous post Next post
Up