День рождения Амадея

Sep 06, 2023 21:32


6 сентября 1984 года в местечке Вествуд, в Калифорнии, США, состоялась премьера фильма Милоша Формана «Амадей».





Фильм основан на одноимённой пьесе Питера Шеффера, написанной в 1979 году под впечатлением от трагедии Александра Пушкина «Моцарт и Сальери» и одноимённой оперы Николая Римского-Корсакова.



Премьера спектакля по этой пьесе состоялась в Лондонском Национальном Театре 2 ноября 1979 года. Постановка пьесы в Лондоне была удостоена премии Evening Standard Drama Award и премии театральных критиков.



После этого пьеса была поставлена на Бродвее, в театре Бродхаст. Спектакль пользовался огромным зрительским успехом и выдержал 1181 представление. Благодаря этому в 1981 году пьеса Питера Шеффера получила премию Тони за лучшую пьесу. Питер Шеффер выступил также и автором сценария фильма "Амадей". Помощь в подготовке сценария ему оказывал чешский сценарист Зденек Малер.



Несмотря на то, что произведения Пушкина и Римского-Корсакова созданы ещё в 19-м веке, только после выхода пьесы Питера Шеффера и фильма Милоша Формана Миланская консерватория инициировала процесс над Сальери - по обвинению в убийстве Моцарта. В мае 1997 года суд, заседавший в главном зале миланского Дворца юстиции, заслушав свидетелей обвинения и защиты (исследователей жизни и творчества Моцарта и Сальери, а также врачей), вынес композитору оправдательный приговор: не убивал. Таким образом, по иронии судьбы фильм помог вернуть доброе имя Антонио Сальери и возродить его музыку, которая раньше томилась в безвестности.



Съёмки фильма проводились в Праге, родном городе Милоша Формана. Этот город отлично подошёл для изображения нужной эпохи. В условиях коммунистического режима многие улицы, площади и здания Праги сохранили облик, абсолютно совпадающий с обликом Вены времен Моцарта.



Милоша Формана коммунистические власти Чехословакии именовали не иначе, как предатель за то, что после событий «пражской весны» 1968 года ему пришлось уехать из страны и принять американское гражданство. А для местного населения Форман был настоящим героем и потому опасным для властей.



Для того, чтобы осуществлять съемки в условиях коммунистического режима, Форману пришлось принять определённые условия. Ему было предложено подписать соглашение, что он будет постоянно находиться в сопровождении своего старинного друга, жителя Праги. Иными словами, друг Формана выполнял функции его шофёра и одновременно роль заложника, поскольку все знали, что случится с ним и его семьёй, если вокруг Формана вдруг произойдет что-то непредвиденное с политической точки зрения.



В 1985 году на фильм «Амадей» буквально обрушился ливень кинонаград. Сначала фильм получил 6 номинаций на Золотой Глобус, из которых победил в четырёх, в том числе, в самых важных: Лучший драматический фильм и Лучший режиссёр. Причём, в номинации Лучший режиссёр Милош Форман опередил Фрэнсиса Форда Копполу (фильм «Клуб «Коттон») и Серджио Леоне (фильм «Однажды в Америке»).



Позже, в том же 1985 году, фильм «Амадей» получил 11 номинаций на премию Оскар и выиграл 8 из них, в том числе важнейшие: Лучший фильм и Лучший режиссёр. И снова в споре за премию Оскар в номинации Лучший режиссёр конкурентами Милоша были весьма именитые Дэвид Лин (фильм «Поездка в Индию») и Вуди Аллен (фильм «Бродвей Денни Роуз»).



В том же 1985 году фильм «Амадей» был удостоен французской премии «Сезар», опередив в номинации Лучший иностранный фильм картину Вима Вендерса «Париж, Техас». Также «Амадей» получил три итальянских премии Давид ди Донателло, причём в номинации Лучший режиссёр Милош Форман обошёл итальянского режиссёра Серджио Леоне (фильм «Однажды в Америке»), а в номинации Лучший иностранный фильм «Амадей» снова обогнал «Париж, Техас» Вима Вендерса.



В 1986 году победное шествие «Амадея» по фестивальным площадкам мира продолжилось. Фильм Милоша Формана получил 9 номинаций на премию БАФТА и победил в 4-х из них, но не самых важных. В категории Лучший фильм британские киноакадемики отдали предпочтение картине Вуди Аллена «Пурпурная роза Каира». А номинации Лучший режиссёр попросту не было. А затем фильм Милоша Формана получил премию Японской киноакадемии как Лучший иностранный фильм.



Подавляющее большинство профессиональных кинокритиков встретили фильм Милоша Формана восторженными отзывами. Гуру американской кинокритики Роджер Эберт посвятил фильму целых две рецензии: в 1984 году и в 2002 году. В обеих он оценил фильм максимальными 4 звёздами и включил его в свой список «Великих фильмов». В первой рецензии он написал:

««Амадей» - великолепный фильм, нежный, забавный и очаровательный - и, в конце концов, печальный и зловещий, потому что в образе Сальери он дал нам возможность понять не только величие, но и его отсутствие в нас самих. Я думаю, что основной вопрос этого фильма в том, можем ли мы научиться быть благодарными за счастье других, и это, конечно же, испытание на святость. Сколько фильмов задают такие вопросы и в то же время бывают забавными?»



Впрочем, были и, скажем так, довольно «сдержанные» оценки. Так, Дэйв Кер назвал фильм неплохим, но снять такой фильм, по его мнению, могли и ещё порядка 20 анонимных графоманов. Что, якобы, от скромных, пародийных персонажей фильма исходит фальшивая театральность.



Кинозрителями по всему миру фильм был оценён очень высоко. 76% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму «Амадей» оценки от 8 до 10. А 22% пользователей оценили фильм максимальными 10-ю баллами.



С учетом сказанного, рейтинг фильма Милоша Формана «Амадей» по версии FilmGourmand’а составил 9,544, что позволило ему занять 78-е место в Золотой Тысяче.



моцарт, американское кино, биография, шедевры мирового кино, музыка

Previous post Next post
Up