70-летие Римских каникул

Aug 20, 2023 11:39


20 августа 1953 года на Венецианском международном кинофестивале состоялась премьера фильма Уильяма Уайлера "Римские каникулы". Фильм был номинирован на Золотого Льва, как и 13 других картин, но в тот год решено было главную премию не присуждать никому. Почему - неизвестно. А среди номинантов были довольно сильные конкуренты. Например, итальянский фильм "Маменькины сынки" режиссёра Федерико Феллини, американский фильм "Злые и красивые" режиссёра Винсента Минелли, японская картина "Сказки туманной луны после дождя" Кэндзи Мидзогути.





В 1954 году фильм "Римские каникулы" получил 10 номинаций на премию Оскар, из которых выиграл три, в том числе Оскара получила Одри Хепбёрн за Лучшую главную женскую роль. В важнейших номинациях - Лучший фильм и Лучшая режиссура - "Римские каникулы" и режиссёр этого фильма проиграли фильму "Отныне и во веки веков" и, соответственно, его режиссёру Фреду Циннеманну.



В том же 1954 году "Римские каникулы" получили 4 номинации на британскую премию БАФТА, но выиграли только одну. И снова эта была премия Одри Хепбёрн как Лучшей британской актрисе. В номинации Лучший иностранный фильм картина Уильяма Уайлера уступила бесспорному шедевру Рене Клемана - фильму " Запрещённые игры".



Сейчас трудно это представить, но фильм "Римские каникулы" имел реальные шансы не состояться. Первоначально планировалось возложить режиссёрские функции на Фрэнка Капру, а он в свою очередь собирался пригласить на главные роли Кэри Гранта и Элизабет Тейлор. Однако, узнав, что сценарий фильма написал Далтон Трамбо, Фрэнк Капра ушел из проекта. О причинах - чуть ниже.



Уильям Уайлер, пришедший на смену Капре, поначалу вознамерился идти путём предшественника и начал переговоры с Кэри Грантом и Элизабет Тейлор. Тэйлор отказала, сославшись на занятость. Она в тот момент снималась в фильме "Девушка, у которой было всё", плюс была беременна. Короче, мотаться между Голливудом и Италией не было никакой возможности. Вполне понятная и уважительная причина.



Тогда Уайлер предложил роль принцессы Анны Джин Симмонс. Но она тоже была занята: снималась одновременно аж в четырёх картинах. Расстроившись, Уайлер задумался о прекращении работы над проектом.



Но тут кто-то предложил ему попробовать Одри Хепбёрн. Одри к этому времени была малоизвестной актрисой, за плечами которой были лишь съемки в рекламных роликах и в эпизодических, порой, безымянных, ролях в кино и на телевидении. Тем не менее, Одри была приглашена на пробы. Но Уайлер, скептически настроенный по отношению к малоизвестной актрисе, даже не пришёл на пробы, поручив их проведение своему ассистенту. А вот ассистент сотворил трюк, который решил всё, в том числе и судьбу Одри Хепбёрн. А именно: он просто не выключил камеру после того, как сам дал команду: "Стоп. Снято." А Одри, пока думала, что идёт съемка, была очень скованной. Но как только услышала команду "Стоп", полностью раскрепостилась и заиграла так, что привела в восторг всех присутствовавших на съемочной площадке. Потом эти кадры частично вошли в фильм: когда она примеряет одежду, когда меняет причёску в парикмахерской. Казалось бы, проблема была решена.



Но тут возникла проблема с Кэри Грантом. Он тоже отказался. Причём мотивировал свой отказ тем, что в свои без малого пятьдесят он не годится в романтические партнеры для 23-летней Одри Хепбёрн. Самое смешное, что 10 лет спустя он счёл себя вполне годным для того, чтобы играть романтическую пару с той же Хепбёрн в фильме "Шарада". Ох, уж это мужское кокетство!



Но, видимо, так было угодно судьбе. Поскольку Грегори Пек, заменивший Гранта, не только оказался достойной заменой, но и во всех отношениях превзошёл Гранта.



На этом, вроде бы, проблемы с созданием фильма закончились. Но надо же такому было случиться, что буквально накануне запланированного выхода картины на экраны в королевской семье Великобритании разразился скандал: принцесса Маргарет влюбилась в 39-летнего полковника британских ВВС. Дабы не спровоцировать уже международный скандал пришлось доснимать дополнительную сцену визита принцессы Анны в Великобританию, чтобы никто не подумал, что неназванное королевство Анны и есть Великобритания.



В конце концов фильм вышел на экраны США и многих других стран. Необходимо отметить, что в США популярность картины была немного ниже, чем в Европе или Японии. Достаточно сказать, что из 12 миллионов долларов, собранных фильмом, только 5 миллионов были заработаны в США, остальные - в Европе и Азии.



Но я бы не сказал, что с выходом фильма на экраны прекратились сопровождающие его проблемы. Дело в том, что титры к фильму содержали не вполне достоверную информацию: вместо истинного автора сценария Далтона Трамбо были указаны другие люди. Хоть и имевшие отношение к созданию сценария, но совершенно второстепенное. А причина этого в том, что имя Трамбо находилось под запретом. Незадолго до этого Далтон Трамбо, как и многие другие деятели американского искусства, был обвинён в "симпатиях к коммунизму". Ему было предложено назвать других "симпатизантов", он отказался, и тогда получил год тюремного заключения "за неуважение к Конгрессу США". Вот именно по этой причине, как было сказано выше, от работы над этим фильмом отказался Фрэнк Капра. Капра был убеждённым антикоммунистом, и Госдеп часто использовал его, когда надо было на международных кинофестивалях "пресечь распространение коммунистической пропаганды", исходящей от кинематографистов СССР или Китая.



Короче, вымарывание имён инакомыслящих, считающееся традиционным для коммунистического режима, оказывается, является было вполне распространённой практикой в "демократической" Америке, кичащейся своей заботой об авторских правах. И не только вымарывание: Оскара, присуждённого фильму за лучший сценарий, получал тоже не автор. И хотя эпоха маккартизма формально закончилась ещё в 1957 году, Американской киноакадемии потребовалось ещё почти 40 лет, чтобы принять решение о восстановлении элементарной справедливости. Только в 1993 году, уже вдове Трамбо, умершего в 1976 году, был вручен Оскар. И только в декабре 2011 года Гильдия сценаристов США решилась таки внести имя Далтона Трамбо как автора литературного сценария в официальные описания фильма и в титры восстановленных версий.



В отличие от многих других американских фильмов того времени, "Римские каникулы" смогли добраться и до советских кинотеатров. Правда, через семь лет после премьеры. Но это ерунда по сравнению с другими картинами. И сокращёнными на 5 минут. Но это ещё большая ерунда! Но зато каким тиражом выпустила этот фильм на экраны советских кинотеатров киностудии им. Горького - 1157 копий. И это вызвало гнев идеологической комиссии ЦК КПСС. Наверное, чтобы не вызывать настоящую ярость партийного руководства советские кинопрокатчики нигде не афишировали реальные данные о количестве просмотров "Римских каникул" в СССР. Но косвенным образом можно прикинуть: в том же 1960 году в СССР вышел фильм "Алёшкина любовь". При тираже в 714 копий его посмотрели 23,7 миллионов человек. Прикиньте, сколько человек могли посмотреть фильм, выпущенный тиражом 1157 копий.



Об оценке фильма "Римские каникулы" рядовыми кинозрителями косвенным образом говорит кассовый сбор, составивший, как указано выше, 12 миллионов долларов, что в 8 раз превысило бюджет картины. Если говорить об оценке фильма Уайлера современными кинозрителями, то 74% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили "Римским каникулам" оценки от 8 до 10. С учётом этого показателя и сказанного выше рейтинг фильма по версии FilmGourmand'а составил 8,368, благодаря чему он занимает 387-е место в Золотой Тысяче.



Примерно так же, как кинозрители, оценивают фильм "Римские каникулы" профессиональные кинокритики. Известный американский кинокритик Джеймс Берардинелли оценил фильм тремя с половиной звёздами из 4-х возможных и в рецензии от 6 мая 2021 года написал:

"Спустя почти 70 лет после выхода фильм «Римские каникулы» продолжает оставаться самым популярным в видеотеке любителей романтических комедий. Он воплощает в жизнь все, что обещает, от современной сказки о Золушке в обратном направлении до сдержанного юмора. (В фильме больше смешков, чем откровенного смеха.) Концовка, хотя и не печальная, - это то, что Голливуд может ошибочно изменить сегодня, но она идеально подходит для постановки. Если вы находитесь в настроении для чего-то воздушного и бодрящего, "Римские каникулы" - это то, что вам нужно."



На нетипичность для американского кино концовки этого фильма обращает внимание и известный российский кинокритик Евгений Нефёдов:

"фильм ... оставляет впечатление остроумного и просто умного произведения, вовсе не исчерпывающегося нехитрой историей волшебных каникул, устроенных в своё удовольствие ученицей несуществующей школы. Львиную долю успеха, в том числе коммерческого, обеспечили изумительно точно подобранные исполнители главных ролей....Вот и финал сложно отнести к разряду типичных голливудских «хэппи-эндов»…"



Одри Хепбёрн за роль в этом фильме получила Оскара, Золотой Глобус, премию БАФТА. А гонорар её составил всего 12500 долларов. Сегодня эта сумма равна 120 тысячам долларов. Сравните: в 2006 году на экраны кинотеатров США и многих других стран, включая Россию, вышел фильм "Блондинка в шоколаде" с Пэрис Хилтон в главной роли. Фильм на IMDB и на Кинопоиске получил ничтожные рейтинги от 1,5 до 1,8. И фильм, и актриса были номинированы на звание, соответственно, худшего фильма и худшей актрисы. Но Пэрис за эту роль получила 1 миллион долларов, т.е., в 8 с лишним раз больше чем Хепбёрн за роль в "Римских каникулах". И ещё. При бюджете "Блондинки" в 8,5 миллионов долларов кассовый сбор составил 1,7 миллионов долларов. Из них 1,5 миллионов долларов (почти 90%!) собрано в России! Слава российскому кинопрокату! Если советские кинопрокатчики, находившиеся под жесточайшим идеологическим гнётом, с риском, если и не для жизни и свободы, то уж для материального благополучия, точно, способствовали проникновению на советские киноэкраны шедевров типа "Римских каникул", то российские кинопрокатчики фекализируют экраны кинотеатров "произведениями" типа "Блондинки в шоколаде".



...А Уильям Уайлер после того, как посмотрел пробы Хепбёрн, сказал "Она была прекрасна ... у нашей новой звезды нет ни задницы, ни сисек, ни обтягивающей одежды, ни высоких каблуков. Короче, чистая марсианка. Но она будет сенсацией." Так и вышло.



одри хепберн, американское кино, романтическая комедия, шедевры мирового кино, премия оскар

Previous post Next post
Up