60 лет 8½

Feb 13, 2023 09:56


13 февраля 1963 года в Риме состоялась премьера фильма Федерико Феллини "8 с половиной". (IMDB и англоязычная Википедия указывают, что впервые фильм "8 с половиной" был показан 2 января 1963 года на фестивале в мексиканском Акапулько. Но архив этого фестиваля сообщает, что в 1963 году он проходил с 24 ноября по 7 декабря 1963 года. Так что, информация этих источников не соответствует действительности.)





Предыстория создания фильма такова. В октябре 1960 года, после успеха картины " Сладкая жизнь" в Каннах и последовавших за тем перипетий со снятием картины с экрана и возвращением на экраны, Феллини поделился со своими коллегами Брунелло Ронди и Эннио Флайяно наметками сценария будущего фильма. (Ронди и Флайяно были соавторами Феллини в создании сценариев фильмов " Ночи Кабирии" и "Сладкая жизнь".)  Эти наметки сводились буквально у к одной фразе: "некий "парень (писатель? театральный продюсер? просто профессионал в творческой сфере?) вынужден прервать обычный ритм своей жизни на две недели из-за не слишком серьезного заболевания". Флайано предложил назвать будущий фильм «Прекрасное замешательство».



Следует отметить один немаловажный момент, на который обращают внимание некоторые биографы Феллини и который, по мнению ряда киноведов, существенным образом повлиял на создание будущей картины. В начале 1960 года Федерико Феллини познакомился и крепко подружился с доктором-психоаналитиком Эрнстом Бернхардом. Этот доктор был последовательным сторонником теории Карла Юнга. Подпав под влияние Бернхарда, Феллини проникся идеями об аниме и анимусе, о роли архетипов и коллективного бессознательного в творчестве и т.п. Кроме того, как политкорректно формулируют биографы, под влиянием этого психоаналитика Феллини "начал экспериментировать с ЛСД".



К началу весны 1962 года замысел будущего фильма с рабочим названием «Прекрасное замешательство» окончательно сложился в голове Феллини. Он подписал контракт с Анжело Риццоли (продюсер предыдущего фильма "Сладкая жизнь"), составил рабочий план съемок, провёл кастинг, назначил на главные роли Марчелло Мастроянни, Анук Эме, Сандру Мило, построил декорации, назначил оператора - Джанни Ди Венанцо... И вдруг, в апреле 1962 года, сидя в своем офисе на киностудии Cinecittà, понял, что напрочь забыл замысел будущего фильма. Феллини даже начал писать письмо Риццоли с объяснениями и просьбой отменить проект... Но в этот момент ему позвонил кто-то из членов съемочной группы и пригласил его на празднование дня рождения одного из технических сотрудников группы.



Феллини отложил письмо и отправился на съемочную площадку. По воспоминаниям Феллини, подняв тост за съемочную группу, он

«почувствовал стыд… Я был в безвыходной ситуации. Я был режиссером, который хотел снять фильм, которого уже не помнит. И вот, в тот самый момент все встало на свои места... Я попал прямо в суть фильма. Я бы рассказал обо всем, что со мной происходило. Я бы снял фильм, рассказывающий историю режиссера, который уже не знает, какой фильм он хочет снять».

Вот так, практически без сценария, 9 мая 1962 года Федерико Феллини начал снимать свой очередной фильм. Памятуя о том, как он забыл первоначальный замысел картины, Феллини приклеил к видоискателю своей кинокамеры записку с одной фразой: "Помни, ты снимаешь комедию."



Отсутствие сценария обусловило и отсутствие название фильма. Вернее, названием фильма стал его порядковый номер. До этого фильма он снял 6 полнометражных фильмов, два короткометражных, которые приравнял к одному полнометражному, а также один фильм снял совместно с другими режиссёрами ("Бокаччо 70"), что по его подсчётам равно половине фильма. Так родилось название фильма - "8½".



Съемки фильма "8 с половиной" были закончены 14 октября 1962 года. Съемки фильма по времени совпали с 4-хмесячной забастовкой работников проявочных предприятий и типографий. Как следствие, Феллини был лишён возможности отсматривать фильм фрагмент за фрагментом и смог посмотреть его, только когда фильм был снят полностью. Точно также и композитор Нино Рота смог написать различные цирковые марши к фильму, которые впоследствии стали фирменными мелодиями Феллини, только после того, как посмотрел целиком отснятый фильм.



В 1963 году фильм принимал участие в Московском международном кинофестивале (ММКФ). Это участие сопровождалось рядом скандалов. Во-первых, на просмотре фильма, которое имело место 18 июля, Н.С.Хрущёв попросту уснул. А во-вторых, при подведении итогов и определении победителей, коммунистическое руководство СССР повело себя совсем недостойно, всеми силами оказывая давление на жюри фестиваля, чтобы победителем была признана абсолютно серая картина "Знакомьтесь, Балуев!" Есть такие, кто помнит этот фильм? Только благодаря твёрдости председателя жюри Григория Чухрая (" Баллада о солдате", " Сорок первый") фильм Феллини был признан победителем фестиваля. После этого Федерико Феллини на долгие почти четверть века зарёкся принимать участие в Московском кинофестивале и только в перестроечные годы, в 1987 году представил на фестиваль свой фильм "Интервью".



В следующем, 1964 году, фильм "8 с половиной" получил 5 номинаций на премию Оскар, из которых победил в двух, в том числе - как Лучший фильм на иностранном языке. В номинации "Лучший режиссёр" члены Американской киноакадемии сочли более достойным своей премии Тони Ричардсона, режиссёра фильма "Том Джонс".



В том же 1964 году фильм "8 с половиной" вместе с фильмом Стэнли Кубрика "Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу" был удостоен датской кинопремии Бодиль как Лучший европейский фильм. А также номинировался на премию Британской киноакадемии БАФТА в категории Лучший фильм любого происхождения. Но и в этой номинации Британские киноакадемики отдали предпочтение британскому фильму "Том Джонс", хотя он был удостоен премии БАФТА и как Лучший британский фильм. Можно было бы понять такую страсть британского кинематографа к самовозвеличиванию и самолюбованию, если бы у картины Тони Ричардсона не было достойных конкурентов. Но среди номинантов на премию в указанной категории были, помимо фильма Феллини, американские "Убить пересмешника" Роберта Маллигана и "Дни вина и роз" Блейка Эдвардса, итальянский " Развод по-итальянски" Пьетро Джерми и другие.



У кинокритиков фильм Федерико Феллини вызвал практически всеобщий восторг. Кинообозреватель Corriere della Sera Джованни Граццини подчеркнул, что

"красота фильма заключается в его "путанице"... смеси заблуждения и правды, реальности и мечты, стилистических и общечеловеческих ценностей, в полной гармонии между кинематографическим языком Феллини и буйным воображением Гвидо. Невозможно отличить Феллини от его вымышленного режиссера, и поэтому ошибки Феллини совпадают с духовными сомнениями Гвидо. Осмос между искусством и жизнью поразителен. Повторить это достижение будет трудно. Гений Феллини сияет здесь во всем так, как он редко сиял в кино. На большой сцене "8½" нет декораций, персонажа или ситуации, которые не имели бы точного значения". Corriere della Sera (Milano) del 16 febbraio 1963

Даже придирчивый обозреватель The New York Times Босли Кроузер отметил:

"Вот развлечение, которое действительно заставит вас сесть прямо и задуматься, фильм, наделенный вызовом увлекательной интеллектуальной игры." NYT, 26 June 1963.



По мнению авторитетного американского кинокритика (критикессы?) Полин Кель,

"У кинорежиссера есть два «худших» врага: коммерческий провал и коммерческий успех. После неудачи ему трудно собрать деньги на свой следующий фильм; после успеха его следующий должен быть больше и «лучше». То, что итальянцы получили в виде "8½", было произведением невероятной визуальной красоты и впечатляющей философии, своего рода духовным зрелищем, которое стоит больше, чем они заплатили. Шедевр - это всегда выгодная сделка. “Философия” шоу - это то, что вы ищете, как “идеи” Феллини. "8½" действительно является зрелищем духа: что еще вы можете сделать с духом, когда от вас ожидают создания шедевров?"



Гуру американской кинокритики Роджер Эберт посвятил фильму Федерико Феллини "8 с половиной" две рецензии. В обеих рецензиях он поставил фильму максимальные 4 звезды и включил его в свой список "Великих фильмов". В первой рецензии, от 7 мая 1993 года, Эберт писал:

"Сегодня, спустя тридцать лет после того, как Феллини сделал «8 с половиной», подобные фильмы стали редкостью. Зрители требуют, чтобы фильмы подавались им как фаст-фуд, горячими и побыстрее. Потакание своим слабостям и полное самопоглощение, присущие Феллини, эти две прелести фильма, обречены на запрет со стороны продюсеров. Им нужны только коммерческие жанры. А потому современных режиссёров совершенно не беспокоит, как повторить успех своего последнего хита: нужно просто продублировать испытанные коммерческие ходы и формулы. Фильмы же, подобные "8 с половиной", похожи на всплеск холодной воды в лицо, на напоминание о том, что фильмы действительно могут нас потрясти, если они захотят. Какая ирония, что фильм Феллини о художественном банкротстве кажется куда более богатым творением, чем что-либо из современной кинопродукции."



В рецензии от 28 мая 2000 года, Эберт писал:

"Я смотрел "8 с половиной" снова и снова, и моя оценка этого фильма с каждым разом всё повышалась и повышалась. Он делает то, что почти невозможно: Феллини - волшебник, который обсуждает, полностью раскрывает, наглядно объясняет и детально и открыто разбирает свои трюки. И всё равно при этом продолжает обманывать нас при помощи этих трюков. Он утверждает, что не знает, чего он хочет или как этого добиться, а его фильм доказывает, что он точно знает, и радуется его знаниям."



Не менее высоко оценили фильм российские кинокритики. Например, Евгений Нефёдов поставил фильму максимальные 10 баллов и в своей рецензии отметил:

"«8 1/2» недаром считается чуть ли не воплощением авторского - и не только автобиографического - кинематографа. Феллини, почти нескрываемо привив Гвидо собственные черты, доказал, что личность художника способна вместить в себя целую Вселенную и уже по этой причине - интересна каждому...Доказал он и то, что созидательный процесс как таковой, сопровождаемый адовыми муками, остаётся бесценным, даже если не получает своим итогом конкретное произведение. Ибо неделание подчас включает в себя больше истинного творчества ..., нежели готовый опус - порождение извечной суеты сует."



Современный кинозритель, даже по прошествии нескольких десятилетий со дня выхода фильма на экран, оценивает его весьма высоко. 69% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму оценки от 8 до 10, а 27% пользователей поставили фильму высший балл - 10. С учетом этого показателя и сказанного выше рейтинг фильма Федерико Феллини "8 с половиной" по версии FilmGourmand'а составил 9,7, благодаря чему он занял 61-е место в Золотой Тысяче.



федерико феллини, итальянское кино, шедевры мирового кино

Previous post Next post
Up