Приговоренный к смерти бежал, или Дух веет, где хочет

Nov 11, 2022 00:15


11 ноября 1956 года на экраны французских кинотеатров вышел фильм Робера Брессона "Приговоренный к смерти бежал, или Дух веет, где хочет".





В основу сценария фильма положены мемуары Андре Девиньи, офицера французской армии и участника Сопротивления в годы нацистской оккупации Франции. В своих мемуарах Девиньи описал совершенный им побег из тюрьмы, из которой, как предполагалось, убежать невозможно. Брессону очень близка была эта тема, поскольку во время Второй Мировой войны он, как участник французского Сопротивления, тоже провёл почти год в лагере для военнопленных.



Фильм снимался в той же самой тюрьме, в которой содержался Девиньи. На время съемок, занявших две недели, заключённые тюрьмы были перемещены в другие помещения. В фильме снимались исключительно непрофессиональные актёры. Франсуа Летерье, исполнявший главную роль в фильме, был на тот момент студентом философского факультета Сорбонны.



На Каннском международном кинофестивале в мае 1957 года фильм Брессона номинировался на главную премию - Золотую Пальмовую Ветвь, но жюри кинофестиваля под председательством французского знаменитого писателя Андрэ Моруа отдало предпочтение американскому фильму Уильяма Уайлера "Дружеское увещевание". Впрочем, в компании проигравших вместе с Брессоном и его фильмом оказались " Ночи Кабирии" Федерико Феллини, " Седьмая печать" Ингмара Бергмана и "Канал" Анджея Вайды. Неплохая компания!



Но, надо отдать должное, вышеупомянутые мастера без наград не остались: Брессону досталась главная премия за режиссуру, Бергману и Вайде - Специальный приз жюри, а "Ночи Кабирии" получили более чем заслуженную премию за лучшую женскую роль (Джульетта Мазина).



Годом позже фильм Брессона был номинирован на британскую премию БАФТА, но британские киноакадемики предпочли наградить аж двумя высшими премиями фильм Дэвида Лина " Мост через реку Квай", но ни одной не дать иноземному фильму. Безусловно, "Мост через реку Квай" - великий фильм, но две премии одновременно, и как лучшему британскому фильму, и как лучшему фильму любого происхождения, - это, на мой взгляд, перебор.



Фильм  "Приговоренный к смерти бежал, или Дух веет, где хочет" - это один из немногих фильмов, о которых не было написано ни одной негативной рецензии. Гуру американской кинокритики Роджер Эберт оценил фильм максимальными в его системе 4 звёздами, включил его в свой список "Великих фильмов" и отметил в рецензии:

"Смотреть такой фильм, как «Приговоренный к смерти бежал», - это как урок кино. Он учит путем демонстрации всех вещей, которые не нужны в кино. Подразумевается, что большинство вещей, к которым мы привыкли, являются излишними. Я не могу вспомнить ни одного ненужного кадра в "Приговоренный к смерти бежал".



Жан-Люк Годар, посмотрев фильм, сказал, что Робер Брессон был

«для французского кино тем же, чем Вольфганг Амадей Моцарт для немецкой музыки и Федор Достоевский для русской литературы».



Современный кинозритель во всем мире весьма высоко оценил произведение Робера Брессона. 73% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили этому фильму оценки от 8 до 10. С учетом сказанного выше рейтинг фильма "Приговоренный к смерти бежал, или Дух веет, где хочет", по версии FilmGourmand'а, составляет 8,504, и фильм занимает 322-е место в Золотой Тысяче.



реальный прототип, основано на реальных событиях, французское кино, шедевры мирового кино, нацистская оккупация, побег из тюрьмы

Previous post Next post
Up