9 ноября 1950-го года на экраны мексиканских кинотеатров вышел фильм
Луиса Бунюэля "Забытые (Los Olvidados)" (существует и другой вариант перевода названия фильма - "Достойные сострадания").
Фильм вызвал бешеную ярость со стороны прессы, правительства, представителей высшего и среднего класса, а также мексиканских профсоюзов, которые потребовали выслать Бунюэля из страны за «клевету на светлую действительность», тем более, что Бунюэль имел испанское происхождение, а, следовательно, как сказали бы сегодня в России, был "иностранным агентом". Через три дня после премьеры фильм был снят с проката и запрещён.
Однако, через полгода мексиканская элита вынуждена была переменить свое отношение к фильму Бунюэля. Дело в том, что фильм "Забытые" был номинирован на Гран-при Каннского международного кинофестиваля, стартовавшего 3 апреля 1951-го года. Жюри фестиваля под председательством знаменитого французского писателя Андрэ Моруа, правда, присудило главную премию двум другим фильмам: шведской мелодраме "Фрёкен Юлия" режиссёра Альфа Шёберга и итальянской комедии "Чудо в Милане"
Витторио Де Сики. Среди других номинантов премии были, в частности, такие фильмы, как "
Всё о Еве" Джозефа Лео Манкевича и "
Версия Браунинга" Энтони Эсквита. Но фильм "Забытые" ни в коем случае нельзя признать проигравшим, поскольку Луис Бунюэль получил премию фестиваля как Лучший режиссёр.
В дополнение к успеху на фестивале знаменитый французский поэт, драматург, бард Жак Превер посвятил фильму пронзительное
стихотворение, мгновенно разошедшееся по всему миру. В этом стихотворении, помимо прочего, были следующие строки:
" Los Olvidados - любящие, но нелюбимые дети, дети-убийцы и жертвы убийства... Но все эти дети, которые ужасно погибли на экране, были даже живее многих гостей, сидевших в зале на Набережной Круазетт".
На этом фоне руководству мексиканского кинематографа было бы неловко оставаться в стороне, и как это часто бывает, мексиканская кинематографическая элита ломанулась в противоположную сторону: фильму "Забытые" присуждены один Золотой Ариэль и 10 серебряных Ариэлей (национальных мексиканских кинематографических премий), в том числе самому Бунюэлю - и золотой, и серебряный. Во многом это было связано с тем, что фильм очень активно закупали зарубежные страны.
Двумя годами позже фильм Луиса Бунюэля был номинирован на британскую премию БАФТА. Но британские киноакадемики присудили свою премию британскому же фильму "Звуковой барьер" Дэвида Лина. Безусловно, Дэвид Лин - один из величайших режиссёров мирового кино, но фильм-то довольно средний. Причём, премия БАФТА была присуждена "Звуковому барьеру" и в номинации Лучший британский фильм, и в номинации Лучший фильм любого происхождения. Впрочем, компанию относительных "неудачников" фильму Бунюэля составили "
Огни рампы"
Чарли Чаплина, "
Расёмон"
Акиры Куросавы, "
Трамвай «Желание»"
Элиа Казана, "Чудо в Милане" Витторио Да Сики и др. Иной раз более почётно оказаться в компании таких достойных "неудачников", чем стать победителем благодаря местечковому патриотизму.
Подавляющее большинство отзывов кинокритиков носили восторженный характер. Однако, Бозли Кроузер из The New York Times, верный своей природе брюзги, в своей
рецензии на фильм дал ему такую характеристику:
"Несмотря на то, что он (фильм - FG) сделан со скрупулезным реализмом и безоговорочной верностью фактам, его квалификация как драматического представления - или даже социального репортажа - весьма сомнительна. Поскольку очевидно, что Луис Бунюэль, который руководил и помогал в написании сценария, не имел ни единой точки зрения, ни ориентира для этого. Он просто рассказал убогую, удручающую сказку. Он просто собрал группу обездоленных людей - нищих, правонарушителей, потерянных детей и родителей деградировавших нравов - и смешал их вместе в порочную и шокирующую смесь насилия, мелодрамы, совпадений и иронии."
Через 60 лет после выхода фильма "Забытые" на экраны он снова привлёк внимание прессы и кинокритиков. Дело в том, что 14 августа 2010 года в испанской газете El Pais была опубликована статья Вероники Кальдерон, заголовок которой звучал так: "Забытый Бунюэль: Режиссер никогда не признавал, что его фильм, получивший награду в Каннах 1951 года, основан на произведении Хесуса Р. Герреро." Фактически, статья содержала прямое обвинение Бунюэля, к тому времени уже покойного 17 лет, в плагиате. При этом в качестве основания для выдвинутых обвинений Вероника Кальдерон использовала заявление Морелии Герреро, дочери этого самого Хесуса Р. Герреро, о том, что "ни Бунюэль, ни Луис Алькориса, соавтор сценария, не спрашивали у отца разрешения насчет использования его книги."
Обвинение, прозвучавшее в статье Вероники Кальдерон, было подхвачено многими журналистами, очевидно, потомками, наследниками или единомышленниками тех, кто, либо выдавили Бунюэля из Испании в своё время, либо в 1950 году добились запрета картины в мексиканском прокате. Обвинение в плагиате основывалось на трёх пунктах: 1) одинаковое название; 2) одинаковая тема; 3) одинаковый сюжет. Разберём по пунктам эти обвинения.
Что касается названия, то существуют десятки, если не сотни литературных и кинематографических произведений, имеющих одинаковые названия, но совершенно разных по содержанию. Достаточно вспомнить фильмы с названием "Телохранитель". Навскидку, не особо утруждаясь, можно назвать три фильма с таким названием. Или, например, "Ночной портье". С таким названием есть и роман Ирвина Шоу, и фильм Лилианы Кавани, появившиеся с интервалом в 1 год и имеющие абсолютно разные сюжеты. И много-много других примеров. И насколько известно, никто из авторов не предъявляет другим претензий. Ибо это абсурдно.
Далее, что касается единства темы - преступность в среде беспризорных детей. Если считать это достаточным основанием для обвинений в плагиате, те первым, кого в этом следовало бы обвинить, был бы сам Хесус Герреро (или его наследники). Его роман, который действительно назывался "Los olvidados", был написан в 1944 году. Но ведь ещё в 1931-м году в Советском Союзе вышел фильм "Путёвка в жизнь" режиссёра Николая Экка, ставший первым советским звуковым фильмом. А если вспомнить ещё Диккенса и его "Оливера Твиста"? А можно ещё задаться вопросом, а почему аналогичные обвинения не предъявлялись Холлу Бартлетту, режиссёру фильма "Генералы песчаных карьеров"? Может, потому, что фильм Бартлетта основан на романе великого бразильского писателя Жоржи Амаду "Капитаны песка", который был написан ещё в 1937-м году, т.е., опять же до произведения Герреро?
И, наконец, что касается сходства сюжета. Использовать его в качестве оснований для обвинений в плагиате могут только те, кто либо не читал роман Герреро (что неудивительно в силу малоизвестности этого писателя и его произведений), либо не видел фильма Луиса Бунюэля. Поскольку абсолютно ничего общего в содержании и сюжете этих произведений нет. Убедиться в этом можно, прочитав краткое содержание романа Герреро вот
здесь.
Короче, имела место очередная мошенническая попытка поживиться за счёт покойного гения, которая, естественно, ничем не кончилась. Но, как говорится, "осадочек остался", поскольку англоязычная Википедия сохраняет информацию об этих обвинениях, но очень невнятно сообщает об их беспочвенности.
На протяжении более полувека всем было известно, что оригинал фильма состоит из 8 бобин с киноплёнкой. Однако, в 2002 году, случайно была найдена 9-я бобина, в которой содержалась альтернативная концовка. В этой концовке в результате драки Плута (Хайбо) и Педро с крыши падает и погибает именно Плут, а Педро забирает у него украденные 50 песо, возвращает их директору фермы-школы и возвращается туда сам. Судите сами, какая из концовок лучше: та, которая была известна зрителям более 50 лет и оценённая жюри кинофестивалей, и ставшая канонической, или "хэппи-энд", видимо, предназначавшийся исключительно для американского зрителя.
Современный кинозритель весьма высоко оценил фильм Луиса Бунюэля "Забытые". На мой взгляд, это лучший фильм Луиса Бунюэля мексиканского периода его творчества. Хотя
Андрей Тарковский считал лучшим фильмом всего творчества Бунюэля в целом его картину "Назарин", которая тоже была создана в мексиканский период творчества великого Мастера. 73% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму Луиса Бунюэля "Забытые" оценки от 8 до 10. С учетом этого показателя и сказанного выше рейтинг фильма по
версии FilmGourmand'а составил 8,994, благодаря чему он занял 166-е место в
Золотой Тысяче.