День рождения Нового кинотеатра "Парадизо"

Sep 29, 2022 19:47


29 сентября 1988 года в итальянском городе Бари в рамках Европейского кинофестиваля, проводившегося в Италии ежегодно в период с 1984 по 2009 годы, состоялась премьера мелодрамы Джузеппе Торнаторе "Новый кинотеатр "Парадизо"". С 17 ноября 1988 года началась демонстрация этого фильма во всех итальянских кинотеатрах.





Сценарий фильма, хоть и не является автобиографическим, но во многом опирается на детские воспоминания и переживания самого Торнаторе, связанные с периодом его жизни в его родном городе Багерия на Сицилии. Необходимо отметить, что по своей тематике - кино, кинотеатры, киносеансы - фильм Торнаторе является самым что ни на есть итальянским, поскольку в Италии в середине 50-х годов было 17 тысяч кинотеатров, или один кинотеатр примерно на 2800 человек в среднем. По этому показателю Италия занимала первое место в Европе. И даже СССР, для которого "из всех искусств важнейшим является кино", далеко отставал от Италии по этому показателю. Конечно же, к 80-м годам ситуации в Италии значительно изменилась, и Торнаторе как-то признавался, что хотел снять фильм-некролог о традиционных кинотеатрах (таких, какой показан в фильме) и киноиндустрии в целом.



21 мая 1989 года фильм Джузеппе Торнаторе "Новый кинотеатр "Парадизо"" был представлен гостям и участникам Каннского международного кинофестиваля. На этом кинофестивале фильм Торнаторе был номинирован на Золотую Пальмовую Ветвь. Но жюри кинофестиваля по председательством знаменитого немецкого кинорежиссёра Вима Вендерса сочло более достойной главной премии картину Стивена Содерберга "Секс, ложь и видео". Компанию "неудачников" фильму Торнаторе составили, в частности, канадский фильм "Иисус из Монреаля" Дени Аркана, французская картина "Мсье Ир" Патриса Леконта, югославский фильм "Время цыган" Эмира Кустурицы. Правда, "Новый кинотеатр Парадизо" был удостоен второй по значимости награды - Гран-при жюри. (Попутно отмечу, что "Иисус из Монреаля" получил Приз жюри, а Эмир Кустурица - приз Лучшему режиссёру.)



Любопытно, что у себя на родине, в Италии, фильм Торнаторе получил 5 номинаций на премию Итальянской киноакадемии Давид ди Донателло, но победил только в одной из них - за музыку Эннио Морриконе. В важнейших номинациях - Лучший фильм и Лучший режиссёр - Итальянская киноакадемия "Новому кинотеатру "Парадизо"" и его режиссёру предпочла, соответственно, фильм "Легенда о святом пропойце" и его режиссёра Эрманно Ольми. В том же 1989 году фильм Джузеппе Торнаторе "Новый кинотеатр Парадизо" получил Специальный приз жюри от Европейской киноакадемии.



1990 год для фильма Джузеппе Торнаторе "Новый кинотеатр "Парадизо"" был отмечен победами на американских кинофорумах. Сначала он завоевал премию Золотой Глобус как Лучший фильм на иностранном языке, а затем - премию Оскар в той же номинации. А вот Французская киноакадемия, номинировав фильм Торнаторе на свою премию Сезар в категории Лучший иностранный фильм, отдала предпочтение американской экранизации знаменитого романа Шодерло де Лакло "Опасные связи", осуществлённой Стивеном Фрирзом. Но "Новый кинотеатр "Парадизо"" снова оказался в весьма достойной компании относительных "неудачников": уже упоминавшиеся "Секс, ложь и видео", "Время цыган", а также "Человек дождя" Барри Левинсона.



В 1991 году Британская киноакадемия номинировала фильм Торнаторе аж в 11 категориях. И в 5 из них присудила фильму свою премию БАФТА. В том числе, в важнейшей номинации - Лучший фильм не на английском языке. В другой важнейшей номинации - Лучший режиссёр - Британская киноакадемия предпочла режиссуру Мартина Скорсезе в фильме " Славные парни". В том же 1991 году "Новый кинотеатр "Парадизо"" получил номинацию как Лучший иностранный фильм от Японской киноакадемии. Но японские киноакадемики сделали свой выбор в пользу американской картины "Поле чудес" режиссёра Фила Олдена Робинсона.



Смею предположить, что относительные неудачи фильма Джузеппе Торнаторе "Новый кинотеатр "Парадизо"" на международных фестивальных площадках в Европе в некоторой степени были обусловлены "кастрацией" картины, осуществлённой в мае 1989 года. Фильм был сокращён на целых 50 минут! И ладно бы, если бы из фильма была вырезана сцена секса на полу в кинотеатре. Это можно было бы оправдать цензурными соображениями. Так нет же! Из фильма была вырезана целая роль Елены в зрелом возрасте, исполненная замечательной актрисой Брижит Фоссе. А вместе с ней - значительная часть смысловой нагрузки фильма. Совершенно непонятное решение, исправленное позже. Но! Уже после фестивального периода.



Впрочем, некоторым кинокритикам произведённое над фильмом "обрезание" пришлось по вкусу. Так, авторитетный российский кинокритик Сергей Кудрявцев в своей рецензии отмечал: "Постановщик фильма благоразумно сократил чересчур затянутые и излишне мелодраматические современные сцены в повторно выпущенной на экран версии, сразу добившись Большого приза жюри в Канне и там же - премии ФИПРЕССИ ..., а ещё «Оскара» и специального «Феликса» ... Но на видеокассетах был вновь выпущен первый длинный вариант - а жаль!"



Однако, вышеприведённые утверждения авторитетного российского кинокритика требуют некоторых уточнений. Во-первых, 32-летний на тот момент Джузеппе Торнаторе, у которого "Новый кинотеатр "Парадизо"" был всего лишь вторым фильмом в творческой биографии, не совсем по своей собственной инициативе произвёл обрезание своему детищу. Гуру американской кинокритики Роджер Эберт в своей второй рецензии на фильм от 2002 года  прямо указывает, что известный всему миру как отчаянный ловелас американский кинопродюсер Харви Вайнштейн, на тот момент представлявший кинокомпанию MIRAMAX, осуществлявшую прокат фильма в США, настоял на этом "обрезании", и за это фильму был обещан успех в Америке. (Надо отдать должное Вайнштейну, слово своё он сдержал.) А вот в отношении европейских кинонаград - то, что Кудрявцев называет "Большим призом жюри", на Каннском кинофестивале, всё-таки, не является высшей наградой. Главный приз здесь называется Золотой Пальмовой Ветвью. Да к тому же Гран-при жюри в Каннах фильм Торнаторе получил в связке с довольно средним фильмом Бертрана Блие "Слишком красивая для тебя". Тем самым, члены жюри кинофестиваля подчеркнули уровень "кастрированного" фильма. Да и "специальный Феликс", опять же, не высшая награда, а своего рода утешительный приз от Европейской киноакадемии, ради которого вряд ли стоило уродовать своё творение.



Мне лично в этом отношении более близкой представляется точка зрения другого известного российского кинокритика - Евгения Нефёдова - который в своей рецензии написал: "Фильм, как ни печально, подвергся сокращениям, особенно существенным - в варианте, предназначенном для демонстрации за рубежом. Выход (уже в следующем столетии) полной, режиссёрской версии позволил восстановить историческую справедливость. Дело не только в том, что и без малого три часа экранного времени пролетают незаметно. Помимо прочего оказался вынужденно изъят ценный для понимания замысла (и, кстати, очень трогательный) эпизод..."  О преимуществах полной версии над укороченной, "международной", версией фильма говорит и тот факт, что упомянутый выше Роджер Эберт в своей первой рецензии, написанной после просмотра укороченной версии в 1990 году,  поставил фильму 3,5 звезды, а во второй рецензии, написанной после просмотра полной, режиссёрской версии, в 2002 году, оценил фильм 4-мя звездами и включил его в свой список "Великих фильмов".



Можно также вспомнить, что другой известный американский кинокритик, Джеймс Берардинелли, тоже оценил фильм максимальными 4-мя звёздами и свою рецензию, написанную после выхода полной версии, начал таким абзацем: "Если вы любите кино, то не сможете не восхититься "Новым кинотеатром "Парадизо"", искренним ностальгическим взглядом Джузеппе Торнаторе на роман одного человека с кинематографом и историю очень особенной дружбы. Эффектный (но не приторный) и сентиментальный (но не слюнявый) фильм «Новый кинотеатр "Парадизо"» может скрасить пасмурный день и вызвать улыбку на губах даже самого угрюмого человека. Легкая и романтичная, эта фантазия наполнена реализмом, достаточным для того, чтобы заставить нас поверить в ее волшебство, даже если мы восхищены ее чарами."



Трудно сказать, какую из версий смотрели рядовые кинозрители - пользователи сайтов IMDB и Кинопоиск, но 79% этих пользователей поставили фильму Торнаторе оценки от 8 до 10. А 27% пользователей оценили фильм "Новый кинотеатр "Парадизо"" высшим баллом - "десяткой". С учетом сказанного выше, рейтинг фильма Джузеппе Торнаторе "Новый кинотеатр "Парадизо"" по версии FilmGourmand'а составил 11,134, благодаря чему он занял 7-е место в Золотой Тысяче.



итальянское кино, комедия, шедевры мирового кино, мелодрама, кино

Previous post Next post
Up