55 лет Полуночной жары

Aug 02, 2022 01:00


2 августа 1967 года на экраны кинотеатров США и Филиппин вышел фильм "Полуночная жара". Режиссёр Норман Джуисон (" Скрипач на крыше").





Фильм поставлен по роману Джона Болла "In the Heat of the Night", опубликованному в 1965 году. Роман стал первым крупным литературным произведением 54-летнего писателя, который к моменту издания перепробовал множество профессий, таких, как пилот, музыкальный критик, газетный обозреватель и директор по связям с общественностью. За этот роман Джон Болл был удостоен премии Эдгара Аллана По за Лучший первый роман.



Роман Джона Болла "Душной ночью в Каролине" (именно так было переведено его название в советском издании) мне довелось прочитать где-то во второй половине 70-х годов. Роман понравился и запомнился. Уже тогда я слышал, что по этому роману снят фильм, который пользовался успехом во всём мире, но в СССР этот антирасистский фильм не демонстрировался. Кстати, он также был запрещён в ЮАР, где в то время существовал режим апартеида. Только в 90-х годах, после падения идеологических барьеров, я смог посмотреть фильм Нормана Джуисона "Полуночная жара". Честно говоря, сначала я не связывал его с романом Джона Болла: названия-то разные. Но к середине сеанса я вспомнил содержание романа, который прочитал чуть не 20 годами ранее.



Конечно, то, что я знал концовку детективного романа, который  лёг в основу этого фильма, несколько снизило мое впечатление от него. Но важно отметить, что в фильме Нормана Джуисона "Полуночная жара" детективная составляющая является не единственной. Не менее важным, чем детективный сюжет, в этом фильме является освещение межрасовых отношений в южных штатах Америки. И значение освещения этой проблемы усилилось в связи с тем, что фильм вышел вскоре после расовых беспорядков в Ньюарке, штат Нью-Джерси, и Детройте. Это обстоятельство привело к усилению расовой напряженности в Соединенных Штатах и повышению внимания общества к этому фильму, поскольку в нём впервые в главной роли был афроамериканский актёр, персонаж которого - афроамериканский персонаж, который отказался отступить перед лицом расизма.



Из-за обострения межрасовых противоречий в южных штатах США в период, когда снимался фильм, его создателям даже пришлось отказаться от первоначальных планов производить съемки в той местности, которая описана в романе. Съемки были перенесены в северный штат Иллинойс. Но, тем не менее, в ходе съемок потребовалось ненадолго выехать в штат Теннесси, чтобы снять сцены на открытом воздухе на хлопковой плантации, потому что в Иллинойсе не было подобной хлопковой плантации, которую можно было бы использовать. Во время этой кратковременной поездки Сидней Пуатье едва не был убит членами Ку-клукс-клана. Поэтому все те несколько дней, что съемочная группа находилась в Теннесси, Пуатье спал с пистолетом под подушкой, поскольку постоянно получал угрозы от местных головорезов-расистов.



В начале 1968 года фильм Нормана Джуисона "Полуночная жара" получил 7 номинаций на премию Золотой Глобус и победил в трёх из них, в том числе, в одной из важнейших - Лучший драматический фильм. В другой важнейшей номинации - Лучший режиссёр - Норман Джуисон уступил Майку Николсу, режиссёру фильма " Выпускник". Ровно та же картина повторилась и в состязании за премию Оскар. Правда, здесь фильм "Полуночная жара" победил в пяти из семи номинаций, в том числе - Лучший фильм. А номинацию "Лучший режиссёр" Норман Джуисон снова уступил Майку Николсу.



Обострение межрасовых противоречий в США отразилось не только на производстве картины, но и на получении ею заслуженных наград. Церемония вручения премий Оскар изначально была назначена на 8 апреля 1968 года. Но 4 апреля был убит один из виднейших борцов за гражданские права чернокожего населения доктор Мартин Лютер Кинг. Из-за этого церемония Оскара была отложена на 2 дня, и триумф картины (5 Оскаров, включая важнейший) состоялся только 10 апреля 1968 года.



В 1968 году фильм Нормана Джуисона "Полуночная жара" был номинирован на британскую премию БАФТА в 4-х номинациях, в том числе в категории Лучший фильм любого происхождения. Фильм получил одну премию БАФТА (Род Стайгер) и премию ООН, но в категории Лучший фильм любого происхождения победителем был признан фильм Фреда Циннеманна "Человек на все времена", причём, британские киноакадемики, по своему обыкновению, присудили свою премию фильму Циннемана и в номинации Лучший британский фильм. Компанию относительных "неудачников" фильму Нормана Джуисона составили " Мужчина и женщина" Клода Лелуша и "Бонни и Клайд" Артура Пенна.



Кинокритики в подавляющем большинстве дали фильму Нормана Джуисона "Полуночная жара" хвалебные отзывы. Роджер Эберт включил фильм в список 10 лучших американских фильмов 1967 года. Однако, ни отдельной рецензией, ни единой звездой он этот фильм не отметил. При этом Эберт отметил блестящую игру Рода Стайгера и Сидни Пуатье, но в отношении фильма в целом написал, что в нём "всего чересчур". Босли Кроузер из The New York Times в своей рецензии на фильм отметил: "Горячий всплеск расовой ненависти и предубеждений, столь очевидный и критический сейчас во многих местах этой страны, не только в традиционном районе Глубокого Юга, вымышленно изолирован в уродливом маленьком городке Миссисипи в новом фильме «In the Heat of the Night». (The New York Times, August 3, 1967, стр. 26)



Оценка фильма рядовыми кинозрителями характеризуется следующими цифрами. При бюджете в 2 миллиона долларов фильм собрал более 24 миллионов долларов, т.е., окупился более 12 раз. Современный кинозритель, хоть и прошло более полувека с момента его выхода на экраны, оценил фильм не менее высоко, чем зрители 60-х годов: 70% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму оценку 8 и выше.  На основании этих показателей по версии FilmGourmand'а фильм имеет рейтинг 8,069 и занимает 627-е место в Золотой Тысяче.



детектив, экранизация, расизм, американское кино, шедевры мирового кино, кино

Previous post Next post
Up