Годовщина Начала

Jul 08, 2022 20:51


8 июля 2010 года в Лондоне состоялась премьера фильма Кристофера Нолана "Начало".





Общий замысел картины созрел у Кристофера Нолана в начале 2000 годов, после знакомства с пьесой "Жизнь есть сон" испанского драматурга 17-го века Педро Кальдерона де ла Барка. В 2002 году 80-страничный синопсис фильма Нолан представил кинокомпании Warner Bros. Но на тот момент он сам посчитал свой режиссёрский опыт ещё недостаточным для съемок дорогостоящего блокбастера. Тем не менее, в течение последующих 7 лет он снял три блокбастера, совокупный бюджет которых составил 375 миллионов долларов. В 2009 году он приступил к съёмкам "Начала".



На производство фильма было израсходовано 160 миллионов долларов, ещё 100 миллионов долларов было потрачено на рекламу фильма. Сборы по всему миру составили 828 миллионов долларов.



Фильм в общей сложности получил 156 кинонаград и 217 номинаций. Но! На престижных кинофорумах фильм получил награды только в технических номинациях. Номинацию на Золотой Глобус фильм уступил картине Дэвида Финчера "Социальная сеть", номинацию на премию Оскар - проиграл фильму Тома Хупера "Король говорит". Примерно такими же были фестивальные успехи фильма "Начало" и в Европе, и в Азии. В конкуренции за британскую премию БАФТА в категории Лучший фильм "Начало" опять уступил фильму Тома Хупера "Король говорит", а в категории Лучший режиссёр Кристофер Нолан проиграл снова Дэвиду Финчеру. Гонку за датской премией Бодиль в номинации Лучший американский фильм "Начало" проиграл фильму Тома Форда "Одинокий Мужчина". В споре за французскую премию Сезар фильм Кристофера Нолана снова проиграл "Социальной сети". Итальянскую премию Давид ди Донателло в категории Лучший иностранный фильм "Начало" уступил фильму Клинта Иствуда "Потустороннее". Ну, и наконец, дорогу "Началу" на пути к премии Японской киноакадемии перекрыл "Аватар" Джеймса Кэмерона. Этакий вечно второй, если использовать спортивную терминологию.



Что касается отзывов кинокритиков, то тут ситуация примерно такая же, как с фестивальными достижениями фильма. Положительных рецензий много, например, Роджер Эберт поставил фильму максимальные 4 звезды и включил его в свой список "Великих фильмов". При этом в качестве достоинства фильма Эберт отметил: "Фильм представляет собой запутанный лабиринт без простой сквозной линии, и он наверняка вдохновит на бесконечный анализ в Интернете."



Но немалое количество кинокритиков посвятили фильму Нолана весьма негативные отзывы. Например, обозреватель влиятельного американского интернет-издания "Observer Media" Рекс Рид в своей рецензии, озаглавленной "Может ли кто-нибудь объяснить мне "Начало"?", пишет: ""Начало" - это вид претенциозного недоразумения, в котором один или даже два барабана с киноплёнкой могут быть злонамеренно или нечаянно перепутаны местами или вообще запущены в обратную сторону, но никто даже не заметит. Это в значительной степени то, что мы привыкли ожидать от фильмов Кристофера Нолана. Возможно, у него есть своё видение, но создание пазлов, которые никто не может понять, и использование актеров в качестве марионеток, которые говорят идиотские вещи, затмеваемые такими комплектами, как скользящие игрушки Tinker, не кажутся мне большим достижением."



Рецензия в New York Times, написанная Энтони Оливером Скоттом, была не столь разгромной, как отзыв Рекса Рида. Э.О.Скотт пишет: "время, которое вы потратите на просмотр фильма - почти два с половиной часа - пролетит быстро и по большей части приятно. Вы увидите довольно удивительные  и удивительно красивые вещи: города, которые складываются в себя, как трехмерные карты; преследования и драки, которые бросают вызов законам, которыми управляются пространство, время и движение; и, наконец, лицо Марион Котийяр." Других достоинств в рецензии Скотта не отмечено. Но разве перечисленного мало?



Что касается отзывов российских кинокритиков, то, на мой взгляд, наиболее адекватную оценку дал Дмитрий Пучков aka Гоблин: "Накручено и наверчено так, что глаз не оторвать, а многие ещё и придерживают челюсть. При этом вроде и непросто всё, и запутано, но происходящее не отпугивает дурацкой заумью, а наоборот - крепко держит. Наилучший показатель - поведение зрителей. Подростки в зале сидели тихо, как мыши, и напряжённо внимали."  Именно для того, чтобы зрители не запутались, японские телекомпании при трансляции фильма в углу экрана дают пояснительный текст.



Оценки, данные фильму Криcтофера Нолана "Начало" простыми кинозрителями, подтверждают правоту выводов Гоблина. 85% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму оценки от 8 до 10, а 38% пользователей оценили фильм высшим баллом - "десяткой". Авторитетный российский кинокритик Антон Долин по поводу успеха фильма Нолана "Начало" у зрителей высказался так: "Простейшее объяснение успеха «Начала» - шум вокруг имени режиссера, не утихавший со времен «Темного рыцаря», и уклончивая рекламная кампания, не сообщавшая о фильме, по сути, почти ничего." При этом Долин так охарактеризовал этот фильм: "«Начало» - настоящий манифест вторичности. ... оно наследует буквально всем фильмам о виртуальной реальности, заодно компилируя самые удачные находки старших коллег из области сновидческого кинематографа".



С учетом перечисленных выше показателей успеха фильма "Начало" его рейтинг по версии FilmGourmand'а составил 9,341, благодаря чему он занял 97-е место в Золотой Тысяче.



американское кино, фантастический боевик, блокбастер, кино

Previous post Next post
Up