Годовщина Пятого элемента

May 07, 2022 16:14


Юбилейный, 50-й, Каннский международный кинофестиваль начался 7 мая 1997 года с премьеры фильма Люка Бессона "Пятый элемент". Будучи фильмом открытия фестиваля, "Пятый элемент" в конкурсе не участвовал.





В том же 1997 году фильм Люк Бессона претендовал на премию Европейской киноакадемии, однако остался без награды. Европейские киноакадемики предпочли ему британскую комедию "Мужской стриптиз" режиссёра Питера Каттанео. Французские киноакадемики в 1998 году номинировали фильм Люка Бессона "Пятый элемент" на свою премию Сезар в 8 категориях. В трёх из них фильм победил, в том числе Люк Бессон получил Сезара как Лучший режиссёр. А вот в категории Лучший фильм "Пятый Элемент" уступил мюзиклу Алена Рене "Известные старые песни". Других серьёзных фестивальных достижений у фильма Люка Бессона не было.



А вот финансовые результаты у картины Люка Бессона были значительно более внушительные. Во-первых, с бюджетом в 90 миллионов долларов на момент выхода на экраны фильм стал самым дорогим европейским фильмом. Во-вторых, бокс офис картины в 263 миллиона долларов сделал его лидером французского кинопроката. И таковым он оставался вплоть до 2011 года, когда его в этом качестве превзошёл фильм " 1+1".



Ещё одним своеобразным рекордом картины можно считать срок, который прошёл от момента рождения замысла до момента воплощения этого замысла на экране. Первый вариант сценария картины Люк Бессон набросал, когда ему было 16 лет. На создание этого сценария его вдохновил канадский анимационный фильм 1981 года "Тяжёлый металл". Одной из сюжетных линий этого фильма были приключения циничного таксиста из убогого футуристического Нью-Йорка, который оказывается связанным с попавшей в беду девицей, которую безжалостно преследуют головорезы-убийцы. В 1997 году, когда "Пятый элемент" вышел на экраны, Люку Бессону было уже 38 лет.



Упомянутый выше фильм "Тяжёлый металл", в свою очередь, был основан на серии комиксов L’Incal, автором которых был известный франко-чилийский художник и режиссёр Алехандро Ходоровски ("Святая Гора"). После выхода картины "Пятый элемент" на экраны Алехандро Ходоровски и издательство Les Humanoïde Associés, в котором публиковались комиксы, подали иск к Люку Бессону с обвинениями в плагиате. Дело рассматривалось несколько лет, пока, наконец, в 2004 году истцам было отказано по причине "крайней незначительности" осуществлённых Бессоном заимствований.



Таксист совершенно не случайно стал главным героем фильма "Пятый элемент", как, впрочем, и нескольких других фильмов Люка Бессона. Дело в том, что родители Люка Бессона были инструкторами по подводному плаванию, и Люк в детстве собирался продолжить семейную традицию. Но, ещё будучи школьником, при занятиях дайвингом получил травму и был вынужден расстаться с этой детской мечтой. Именно тогда он решил связать свою судьбу с кинематографом, и его отец, чтобы заработать средства на кинематографическое образование сына, несколько лет подрабатывал таксистом.



Оценка фильма Люка Бессона кинокритиками была весьма неоднозначной. Например, Роджер Эберт, поставивший фильму три звезды из 4-х возможных, так охарактеризовал фильм, буквально через день после премьеры:

"«Пятый элемент», открывший в четверг Каннский кинофестиваль, - один из величайших дурацких фильмов - фильм настолько нелепый, что я не нисколько удивился, узнав, что его написал подросток."



Ещё более уничижительную характеристику фильму дала кинообозреватель The New York Times Жанет Маслин:

"«Пятый элемент» - это крупнобюджетная французская попытка сыграть в голливудский мультяшный блокбастер. Это также доказательство того, что Бессон, чьи большие амбиции и технологический опыт сделали его одним из самых известных молодых режиссеров Франции, также является худшим кошмаром своей страны. Созданную в соответствии с международным стилем комиксов, Бессон представляет эту безвкусную эпопею подростковой аудитории, которая ценит крутой дизайн, а не последовательность сюжета, пустое волнение, а не разум."



Впрочем, возможно, что в оценках американских кинокритиков сквозит обида за американский кинематограф, на причину которой намекнул один из авторитетнейших российских кинокритиков Сергей Кудрявцев. В своей рецензии на фильм Кудрявцев, оценивший фильм "Пятый элемент" 8 баллами по 10-балльной шкале, назвал его

"поистине самым "прикольным" и "стёбным" произведением Люка Бессона, которое, антологизируя криминальные или фантастические фильмы, как правило, американского производства, в лёгкой пародийной форме высмеивает узнаваемые ситуации, характеры и даже отдельные характерные словечки или кадры."



Иронию в адрес американского кино почувствовал в фильме и другой известный российский кинокритик Евгений Нефёдов. В рецензии он написал:

"Авторы не преступают грань и не придают ... действу тотально пародийный характер, но едва сдерживаются, с невозмутимым выражением лица рассказывая донельзя избитую и примитивную историю. В принципе, потаённая ирония чувствуется постоянно, будь то непременные ухмылочки штатного голливудского супермена, обезвреживающего незадачливого уличного грабителя ... или участвующего в напряжённой перестрелке, или непробиваемость грузного рестлера Тома Листера-мл. в обличии Президента Линдберга. Однако лучше всего режиссёрскую сверхзадачу чувствует, конечно, Крис Такер, совершенно не сдерживающийся, местами - откровенно переигрывающий, изображая манерного и самовлюблённого ди-джея Руби Рода, «порочное дитя шоу-бизнеса»."



Об оценке фильма рядовыми кинозрителями говорят следующие цифры. 67% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму оценки от 8 до 10, а 21% пользователей оценили фильм по максимуму - "десяткой". С учетом этого показателя и сказанного выше рейтинг фильма Люка Бессона "Пятый элемент" по версии FilmGourmand'а составил 8,240, что позволило ему занять 456-е место в Золотой Тысяче.



комиксы, фантастический боевик, французское кино, рейтинги фильмов, кино

Previous post Next post
Up