Полвека Поселенцам

Feb 26, 2022 00:01


26 февраля 1972 года на экраны кинотеатров Швеции вышел фильм Яна Труэля "Поселенцы". Этот фильм является второй частью кинодилогии "Эмигранты". Первая часть кинодилогии вышла на экраны почти годом ранее.





Сюжет кинодилогии основан на двух романах шведского писателя Вильгельма Моберга: "Поселенцы" и "Последнее письмо в Швецию". В этих романах описывается группа из 16 человек, эмигрировавших из Швеции в США в середине 19 века. Судьба этой группы была типична для 1,2 миллиона других шведов. Сам Моберг начал мечтать об эмиграции в США с 1916 года, когда ему было всего 18 лет, и об этих своих мечтах он упоминал в нескольких своих ранних литературных произведениях.



Литературную деятельность Моберг начал ещё в 1911 году, когда в 13-летнем возрасте выиграл литературный конкурс, организованный местной молодёжной газетой. В 30-40-х годах он яростно выступал против политики нацистской Германии, греческой военной хунты и Советского Союза, и его произведения были среди книг, приговоренных нацистами к сожжению. В 1971 году он публично отругал премьер-министра Улофа Пальме за отказ вручить Нобелевскую премию по литературе ее лауреату Александру Солженицыну, которому не разрешили присутствовать на церемонии в Стокгольме, через посольство Швеции в Москве.



Реализовать свои мечты об эмиграции он смог в июне 1948 года, когда со всей семьей переехал в Соединенные Штаты. Там Моберг начал путешествовать по сельской местности в поисках материала для романа. Но необходимый материал он нашёл не в сельской местности, а в Исторической библиотеке Сент-Пола, штат Миннесота. Это были дневники одного из первых шведских эмигрантов Эндрю Петерсона. Петерсон вёл свои дневники с 23 июня 1854 года по 29 марта 1898 года. Дневники представляли собой короткие, но очень подробные заметки о жене Петерсона, его девяти детях, его скоте и урожае, а также его церковной жизни. Роман "Поселенцы" был опубликован в 1949 году, "Последнее письмо в Швецию" - в 1959 году. Оба романа вошли в цикл, объединённый общим названием "Эмигранты".



Работа над фильмами дилогии продолжалась с февраля 1969 по январь 1970 года. Ян Труэль выступил в этом фильме не только режиссёром, но и соавтором сценария, оператором и монтажёром. Сам Моберг всячески консультировал Труэля на съёмочной площадке и, в конце концов, что является редкостью, фильмом остался доволен. Актриса Лив Ульманн вспоминала, что в целях достижения абсолютной достоверности во время съемок актёрам приходилось выполнять реальные сельскохозяйственные работы, так, что уже к концу третьего дня съемок они были полностью измотаны.



Несмотря на то, что две части дилогии вышли с интервалом в один год, съемки обеих частей осуществлялись одновременно. Совокупный бюджет обеих частей дилогии составил 7 миллионов шведских крон, что эквивалентно современным 6,8 миллионам долларов. На тот момент такой бюджет стал рекордным для шведского кинематографа, но и кассовый сбор фильма стал самым высоким в шведском кинопрокате 1972 года.



В начале 1973 года оба фильма дилогии были номинированы на премию Золотой Глобус в номинации Лучший фильм на иностранном языке и оба были удостоены этой премии. Причём, в числе номинантов были фильм Ингмара Бергмана "Шепоты и крики" и картина Луиса Бунюэля "Скромное обаяние буржуазии". Любопытно, что из шести фильмов-номинантов на Золотой Глобус в трёх играла великая шведско-норвежская Актриса Лив Ульманн. Она же получила Золотой Глобус за роль в "Эмигрантах". А, между тем, по словам кинокритика Натаниэля Томпсона, кастинг Лив Ульманн на роль Кристины Нильссон изначально вызвал протест, в отличие от Макса фон Сюдова, который как исполнитель главной роли Карла-Оскара Нильссона с самого начала ни у кого не вызывал сомнений.



В том же 1973 году фильм Яна Труэля "Поселенцы" был номинирован на премию Оскар в категории Лучший иностранный фильм. Но Американская киноакадемия в отличие от Голливудской ассоциации иностранной прессы отдала предпочтение фильму Луиса Бунюэля "Скромное обаяние буржуазии". А позже фильм Яна Труэля был удостоен датской премии Бодиль как Лучший европейский фильм.



Согласно данным сайта rottentomatoes.com 100% профессиональных кинокритиков дали фильму исключительно положительную оценку. Причём, в некоторых из отзывов американских кинокритиков с удивлением и восхищением отмечается, что изображение поселений Среднего Запада и отношений иммигрантов с индейцами в этом шведском фильме нисколько не уступает аналогичным описаниям в американской культуре. А вот мнение российского кинокритика Игоря Лесева по тому же поводу прямо противоположное: "Ближе к финалу Труэль покажет жуткую сцену убийства индейцами семьи шведских поселенцев, чем опустится до самых диких антииндейских вестернов 50-х. Возможно, в романе Моберга все так и было, не знаю, не читал. Но решение показать облепленного мухами распятого младенца, вырезанного из живота убитой матери - это уже на совести именно Труэля. Режиссер захотел вызвать дешевую ненависть к индейцам, и он это сделал. Впрочем, он художник, ему виднее."



Как бы то ни было, кинозрители оценили фильм Яна Труэля "Поселенцы" весьма высоко. 70% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили этому фильму оценки от 8 до 10. С учётом этого показателя и сказанного выше рейтинг фильма Яна Труэля "Поселенцы" по версии FilmGourmand'а составил 9,062, что позволило ему занять 155-е место в Золотой Тысяче.



экранизация, шведское кино, эмиграция, кино

Previous post Next post
Up