1 февраля 2011 года в рамках Международного кинофестиваль «Фаджр», ежегодно проводимого в столице Ирана - Тегеране, состоялась премьера фильма "Развод Надера и Симин" режиссёра Асгара Фархади.На домашнем кинофестивале фильм "Развод Надера и Симин" был удостоен семи наград, в том числе приза за Лучшую режиссуру. Правда, приз как Лучшему фильму картине Асгара Фархади не достался.
Бюджет картины составил 800 тысяч долларов. Необходимо отметить, что финансирование производства картины обошлось без государственной поддержки со стороны Ирана. Однако, сравнительно небольшую сумму в размере 25 тысяч долларов в производство фильма вложила Американская ассоциация кинокомпаний.
Через две недели после премьеры фильм был представлен гостям и участникам Берлинского международного кинофестиваля, на котором стал настоящим триумфатором. Жюри кинофестиваля под председательством знаменитой итальянской актрисы Изабеллы Росселлини, дочери Роберто Росселлини и
Ингрид Бергман, присудило картине целый ворох наград, включая Золотого Медведя как Лучшему фильму и Серебряных Медведей девятерым актёрам, сыгравшим в фильме. Справедливости ради следует отметить, что серьёзных соперников у фильма Асгара Фархади на этом фестивале не было. Кроме того, нельзя не учитывать политических мотивов в столь щедром присуждении наград произведению Фархади. Дело в том, что задолго до начала фестиваля в состав его жюри был включён иранский кинорежиссёр Джафар Панахи, коллега и единомышленник Фархади, но за 2 месяца до фестиваля решением Исламского революционного суда был приговорён к 6 годам тюремного заключения.
В 2012 году на фильм Асгара Фархади "Развод Надера и Симин" пролился настоящий дождь из кинонаград. Сначала фильм был удостоен американской премии Золотой Глобус как Лучший фильм на иностранном языке, отодвинув китайскую картину
Чжана Имоу "Цветы войны". Затем Американская киноакадемия присудила иранской картине своего Оскара в номинации Лучший фильм на иностранном языке.
Киноакадемии европейских стран не стали отставать от Американской киноакадемии. Французская киноакадемия наградила фильм Фархади своей премией Сезар как Лучший иностранный фильм, при этом отдав ему предпочтение перед такими фильмами, как "Чёрный лебедь" Даррена Аронофски, "
Пожары" Дени Вильнёва, "Меланхолия"
Ларса фон Триера, "Король говорит" Тома Хупера. Также свою премию Давид ди Донателло в номинации Лучший иностранный фильм картине иранских кинематографистов присудила Итальянская киноакадемия, а премию Бодиль как Лучшему не-американскому фильму - Датская киноакадемия. Немного выбилась из общего строя Британская киноакадемия. Она номинировала фильм Фархади на свою премию БАФТА в категории Лучший фильм на иностранном языке, но присудила эту премию картине братьев
Альмодовар "Кожа, в которой я живу". В общей сложности фильм Асгара Фархади получил 89 кинонаград.
Рецензии подавляющего большинства профессиональных кинокритиков носили исключительно хвалебный характер. Гуру американской кинокритики Роджер Эберт поставил фильму максимальные 4 звезды и написал в своём
отзыве:
"«Развод Надера и Симин» - это фильм, в котором каждый значимый персонаж пытается жить правильно, руководствуясь одной и той же религией. Но именно это приводит их к дисгармонии и ставит перед судом потому, что никакой список правил не может объяснить человеческие чувства. Фильм необычайно прямо вовлекает зрителя, потому что, хотя мы видим логику позиции каждого, наши эмоции часто расходятся. ...«Развод Надера и Симин» дает полезный портрет современного Ирана. Некоторая пылкая американская политическая риторика изображает ее как страну-изгоя, стремящуюся начать ядерную войну. Боюсь, слишком многие американцы представляют иранцев как хранителей гаремов, скачущих на верблюдах. Конечно, некоторые из иранских наказаний за супружескую измену, о которых мы читали, кажутся средневековыми. Но в этом фильме иранцы показаны как гораздо более тонкая нация... Распутать правильное и неправильное в этой захватывающей истории - настоящий моральный вызов."
Другой авторитетный американский кинокритик Джеймс Берардинелли оказался чуть более сдержанным на оценки и поставил фильму только 3,5 звезды из 4-х возможных. Но и он в своей
рецензии написал:
"«Развод Надера и Симин», получившая всеобщее признание картина Асгара Фархади 2011 года, состоит из многих вещей, и ни одна из них не является тривиальной. Это обвинение культуре, в которой религия и традиции отравляют правовую систему. Это исследование силы лжи. Это тайна и судебная драма. Но прежде всего это история любви и самопожертвования... «Развод Надера и Симин» также иллюстрирует несправедливость иранской правовой системы, жесткой в своих кодексах, бесчувственной в исполнении и ограниченной религиозными доктринами. Понятие «клятва на Коране» воспринимается очень серьезно. Мало кто в этом фильме подумает о том, чтобы солгать, прикоснувшись к мусульманской священной книге. Они опасаются, что поступив так, они навлекут на своих детей бедствие. Фархади не критикует это открыто, но он иллюстрирует влияние религии на повседневную жизнь иранских граждан - что-то столь же чуждое, как язык, для большинства американцев."
Известный российский кинокритик Андрей Плахов отметил в
рецензии:
«Развод», который смотрится как хичкоковский детектив, привлекает западный мир еще и тем, что отражает в экзотическом иранском зеркале знакомые, то есть общечеловеческие, черты. Там точно так же, как в Европе, разводятся супружеские пары, в старости люди страдают от болезни Альцгеймера, а дети испытывают недоверие к родителям. Только все эти проблемы усугублены религиозной нетерпимостью и двойной моралью - типичной чертой авторитарных обществ."
Для полноты картины необходимо привести мнение, отличающееся от подавляющего большинства отзывов о картине. Это мнение высказал российский кинокритик Федор Обзоркин в своей
рецензии, озаглавленной "Банальщина по-ирански":
"Иран сам по себе сегодня интересен, ведь он является центром «оси зла», эдаким наследником Ирака и Афганистана. Но вот незадача - в фильме нет ни намека на политику, наоборот, показана спокойная, размеренная жизнь простых людей. У них такие же проблемы, такие же заботы. По степени откровений для западного общества этот фильм можно сравнить с «
Москва слезам не верит», который в свое время отхватил аналогичный «Оскар». В том фильме тоже как-то не было политики, не было суровых медведей, пляшущих на улицах под балалайку, как не было в «Разводе Надера и Симин» всех тех демонстраций несогласных, про которые не устает вещать политическая верхушка США. Есть лишь простой фильм, который в контексте уже имеющихся работ в кинематографе не является уникальным или хоть сколько-нибудь достойным даже той части внимания, которое ему уделили на международных фестивалях."
Но для FilmGourmand'а более важным, чем мнение кинокритиков, является оценка фильма рядовыми кинозрителями. А она характеризуется следующими цифрами. Кассовый сбор картины составил 24,4 миллиона долларов, что в 30 с лишним раз превысило затраты на её производство. 77% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму оценки от 8 до 10. А 28% пользователей оценили фильм Асгара Фархади «Развод Надера и Симин» высшим баллом - "десяткой". С учетом перечисленных показателей успеха картины Асгара Фархади «Развод Надера и Симин» её рейтинг по
версии FilmGourmand'а составил 11,226, благодаря чему она заняла высокое 6-е место в
Золотой Тысяче.
В Золотую Тысячу помимо "Развода Надера и Симин" вошли ещё 5 картин, произведённых иранскими кинематографистами. Но фильм Асгара Фархади среди них занимает самое высокое место. Это обстоятельство даёт основания считать эту картину лучшим фильмом иранского кино.