День рождения Чучела

Sep 14, 2021 19:45


14 сентября 1984 года, 37 лет назад, на экраны советских кинотеатров вышел фильм Ролана Быкова "Чучело". Более и менее регулярные читатели блога FilmGourmand могли заметить, что мои публикации о фильмах, как правило, приурочиваются к круглым (или "полукруглым") юбилеям картин. Цифра 37 не является ни круглой, ни полукруглой. Но о причинах появления публикации именно сегодня - немного ниже.





Литературной основой сценария фильма "Чучело" послужила повесть писателя Владимира Железникова, опубликованная в издательстве "Детская литература" в 1981 году. Повесть, в свою очередь, основана на реальном происшествии, имевшем место с племянницей писателя.



Съемки фильма проходили в городах Калинин (так с 1931 по 1990 годы называлась Тверь) и Торжок Калининской (ныне Тверской) области с октября 1982 по весну 1983 года. Возможно, выбор Калинина как места проведения съемок в какой-то степени был обусловлен желанием Юрия Владимировича Никулина. Именно в Калинине в 1951 году состоялся дебют дуэта Юрий Никулин - Михаил Шуйдин как самостоятельных цирковых артистов, а не как ассистентов знаменитого советского клоуна Карандаша. И именно в Калинине в 1981 году Юрий Никулин завершил свою цирковую карьеру.



Кстати, и роль в фильме "Чучело" стала последней крупной ролью Юрия Никулина в полнометражном художественном кинофильме. Так же, как постановка этого фильма стала последней работой Ролана Быкова как режиссёра полнометражного художественного кинофильма.



Несмотря на то, что картина была завершена весной 1983 года, на экраны кинотеатров она вышла только через полтора года после окончания съемок. Причина задержки - довольно массовый протест со стороны руководства учительских ассоциаций и некоторых партийных функционеров. Главное их возражение против фильма - что советские дети не могут быть такими жестокими.



То, что фильм "Чучело" был положен на полку и признан чуть ли не диссидентским, сыграло определённую положительную роль: он заинтересовал кинопрокатчиков в западных странах, в частности, в США. Об этом свидетельствует наличие рецензий профессиональных кинокритиков на этот фильм. Например, кинообозреватель одной из влиятельнейших американских газет The Washington Post Дессон Хау назвал фильм "политическим приговором коллективизму". Но, характеризуя художественные особенности картины, назвал её

"утомительной историей, слишком озабоченной смыслом и символизмом, повествовательная структура которой ... выглядит устаревшей и литературной."



Фильм Ролана Быкова "Чучело" не принимал участия в самых престижных международных кинофестивалях. Но на тех фестивалях, где он всё-таки участвовал, удостаивался высших призов: на международном кинофестивале на Фарерских островах (Исландия) Кристина Орбакайте получила премию как Лучшая актриса, а на фестивале во французском Лионе фильм завоевал Гран-при. На родине, в СССР фильм получил Государственную премию, но только после начала перестройки, в 1986 году.



Российские кинокритики оценили фильм на порядок выше, чем американские. Так, один из наиболее авторитетных критиков Евгений Нефёдов отметил в своей рецензии:

"Картина исключительно точна и достоверна в раскрытии социально-психологических аспектов подросткового поведения, исследуя законы взаимоотношений внутри отдельно взятого класса обычной средней школы безымянного провинциального городка. Законы сложившегося коллектива, в острые моменты деградирующего до стаи, где диктуют звериные инстинкты....Новаторский (хотя почти уэллсовское формальное мастерство намеренно не выставляется напоказ) фильм воспринимается настоящей галереей нравов, устремлений и интересов советских граждан периода кульминации «застоя». Эпохи, видевшейся по-осеннему сумрачной, бесцветной и унылой, отмеченной тягостным разрывом между официальной и бытовой составляющими действительности, двойственность и отчуждённость которой на поверхностном уровне проявлялась в едва заметной ... борьбе наносного и исконного."



Но самую высокую оценку фильму дал рядовой зритель. Как было отмечено выше, фильм вышел на экраны после полуторагодового лежания на полке. Но и выпущен он был весьма скромным тиражом - 594 копии. И тем не менее собрал за первый год почти 24 миллиона кинозрителей. Для сравнения: вышедший 4-мя месяцами позднее кинохит Владимира Меньшова " Любовь и голуби" при тираже 1155 копий собрал у экранов в кинотеатрах 44,5 миллиона кинозрителей. То есть, в расчете на одну копию популярность "Чучела" была выше, чем у "Любви и голубей". Иными словами, очереди на "Чучело" были подлиннее очередей на комедию Меньшова.



Но и спустя десятилетия оценки фильма рядовыми кинозрителями не уменьшились. 67% современных пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму Ролана Быкова оценки от 8 до 10. С учетом этого показателя и сказанного выше рейтинг фильма "Чучело" по версии FilmGourmand'а составил 7,898, что позволило ему занять 847-е место в Золотой Тысяче.



Ну, а теперь о том, что же заставило вспомнить про этот фильм в его "некруглый" день рождения. Но прежде надо уточнить, что значительная часть фильма снята не просто в городе Калинине, а в окрестностях и на фоне Калининского Речного вокзала, сооружения с весьма примечательной историей. На том месте, где во время съемок фильма "Чучело" стоял Речной вокзал, многие века находился мужской Отроч монастырь, возведённый ещё в XIII-м веке. Известно, что в XVI-м веке в заточении в монастыре провёл 20 лет Максим Грек, прославившийся своими иконами.



Общий вид монастыря в начале XX века. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Отроч_монастырь#/media/

В 30-е годы ХХ-века, в годы большевистских гонений на церковь, значительная часть построек монастыря была снесена. Но до конца уничтожить церковное сооружение большевики не смогли. "Вершки", так сказать, взорвали, а "корешки" (фундамент, нижние этажи зданий) остались. И вот на этом фундаменте и прочих остатках монастыря был построен Калининский Речной вокзал.



Калининский Речной вокзал. Источник: https://tonkosti.ru/Речной_вокзал_Твери

Но большевистский новодел не продержался даже одного века. В 2017 году крыша вокзала рухнула. Кажется, никто не пострадал, поскольку ветхость здания стала заметна задолго до обрушения и оно было обнесено забором. И вот уже пятый год практически в центре города красуется эта руина. Денег-то нет на реставрацию.



Источник: https://tverigrad.ru/publication/ehksperty-nazvali-tochnoe-mesto-obrusheniya-rechnogo-vokzala-v-tveri-eshhe-chetyre-mesyaca-nazad-no-ikh-nikto-ne-poslushal/

Так вот. 30 августа с.г. федеральные телеканалы и ряд других российских СМИ сообщили о встрече тверского губернатора Игоря Рудени с Президентом России Владимиром Путиным. В ходе встречи обсуждались разные вопросы. Среди прочего тверской губернатор поднял тему о Речном вокзале и Отроч монастыре. Далее цитирую по http://kremlin.ru/events/president/news/66518:

"И.Руденя:...Отроч монастырь был основан, первое упоминание, в 1265 году, это Ярослав Ярославич. Дальше - огромная история. В 1930-е годы он был снесён, остался только центральный собор от него, и построили, Владимир Владимирович, речной вокзал. Речной вокзал - это региональный памятник. Есть письмо-обращение, я попросил бы, если можно, распоряжение - сделать рабочую группу и Мединского туда включить, потому что он очень хорошо знает нашу историю. Мы много чего делали с ним по региону, в том числе и наш мемориал. Если такое распоряжение выйдет, то мы с Министерством культуры и речной вокзал передвинем и, соответственно, восстановим Отроч монастырь.

В.Путин: Вы хотите его передвинуть?

И.Руденя: Чуть-чуть. Он сделан на части того места, где была церковь. Это та церковь, где Малюта Скуратов задушил патриарха Филиппа.

В.Путин: Это только одна из версий."



У любого, кто мало-мальски знаком с русской историей, реплика президента о наличии иных версий гибели митрополита Филиппа, не побоявшегося в свое время указать жестокому царю на неправедность его действий и претерпевшего за это пытки и мученическую смерть, вызвала по меньшей мере удивление. Дело в том, что до сего момента единственным и никем не оспариваемым источником информации относительно гибели митрополита Филиппа были "Жития святых", в которых сообщалось следующее (Цит по: https://ru.wikisource.org/wiki/Жития_святых_по_изложению_свт._Димитрия_Ростовского/Январь/9#Память_святого_Филиппа,_митрополита_Московского):

"...На другой день, когда святый митрополит Филипп священнодействовал в Успенском соборе, царь послал туда боярина своего Алексея Басманова с большим числом опричников. Вошедши в собор, Басманов приказал в слух всего народа прочитать судебный приговор о низложении митрополита. Потом опричники бросились на святаго, как дикие звери, совлекли с него святительское облачение, одели его в простую, разодранную монашескую одежду, с позором выгнали из церкви и, посадив на дровни, повезли в Богоявленский монастырь, осыпая бранью и побоями. Потом, по воле царя, Филипп был сослан в Тверской Отрочь монастырь, причем святый много зла претерпел от приставников. Прошло около года, как святый находился в заточении, удручаемый от приставников различного рода скорбями. В это время царь, путешествуя в Новгород и приближаясь к Твери, вспомнил о святом Филиппе и послал к нему вышеупомянутого Малюту Скуратова. Последний внезапно вошел в келлию святаго. Между тем святитель еще за три дня до этого говорил бывшим при нем: «Вот, приблизился конец моего подвига», - и причастился Честны́х и Животворящих Таин Христа Бога нашего. Вошедши в келлию святаго Филиппа, Малюта Скуратов с притворным благоговением припал к ногам святаго и сказал:

- Владыко святый, дай благословение царю идти в Великий Новгород.

Но святый отвечал Малюте:

- Делай, что хочешь, но дара Божия не получают обманом.

Тогда бессердечный злодей задушил праведника подушкою."



Хочу напомнить, что в 2009 году вышел фильм Павла Лунгина "Царь", в котором фактически было визуализировано то, что изложено в "Житиях святых" об отношениях Ивана Грозного и митрополита Филиппа. В этом фильме блистательно сыграли самобытный музыкант и актёр Петр Мамонов (Царь), недавно перешедший в мир иной, и великий русский актёр Олег Янковский (Филипп). Для Янковского это была последняя роль в кино. Своего рода, завещание потомкам. Фильм "Царь" был встречен, с одной стороны, восторженными откликами, с другой стороны, гневной критикой. Критика в основном касалась исторических неточностей и недостоверностей в фильме. Были опубликованы целые "простыни" с перечнями этих недостоверностей, начиная с того, что Иван Грозный вовсе не был жестоким, так как по его личному повелению были преданы смерти всего (!) пять тысяч человек (действительно, "копейки" по сравнению со сталинскими "необоснованными репрессиями"), и кончая тем, что в фильме фигурирует Библия, изготовленная из современных материалов, а не из ткани, использовавшейся для изготовления книг в XVI-м веке. Вот настолько скрупулёзным и "принципиальным" был анализ российских историков. Но! При этом ни один из них не подверг сомнению факт убийства Малютой Скуратовым митрополита Филиппа в стенах Отроч монастыря. Ни один профессиональный историк даже не заикнулся о каких-то иных версиях.



Тот факт, что реплика президента о наличии иных версий убийства митрополита Филиппа, отличающихся от общепринятой, вызвала в народе удивление, подтверждается и тем обстоятельством, что буквально через несколько дней после встречи президента с тверским губернатором, уже на Восточном Экономическом Форуме модератор пленарного заседания вновь задал вопрос президенту о версиях гибели опального священнослужителя.  (Казалось бы, где экономика Дальнего Востока, а где события многовековой давности.) И президент снова подтвердил свои слова (цит. по: https://tvzvezda.ru/news/2021931312-Uzlwz.html): «Вторая версия простая, что он его не убивал и не проезжал там, а если проезжал, то проезжал мимо», - указал глава государства.«



Обратите внимание, что президенту в общем-то не важно, кто или что явилось причиной смерти митрополита-правдоруба. Главное, выгородить Малюту Скуратова. Не удивлюсь и, более того, уверен, что в ближайшем будущем появится версия, что Филиппа убили какие-нибудь поляки или литовцы, а чтобы навести тень на плетень, подбросили на место преступления выкраденную заранее подушку с фамильным вензелем Скуратовых-Бельских. А цитирование "Жития святых" в этой части будет объявлено "фальсификацией истории".



Тем более, что основа этой, альтернативной, версии уже имеется. Как сообщает "Новая газета", некий

"Снычев выдумал историю о том, что враги Филиппа плели козни и интриги, а благостный царь всячески пытался защитить оклеветанного святого. И не справился с этой задачей только потому, что не любил применять крутые меры. По Снычеву, Грозный шел не на Новгород, под вымышленным предлогом измены сея смерть и разрушение в своей стране, а просто ехал в Тверь «расследовать» дело митрополита, что и побудило врагов расправиться с Филиппом." Ну, а по дороге царь заскочил в Новгород, где его опричники перерезали несколько тысяч человек. Хотя, впрочем, факт новгородской резни тоже, наверное, скоро будет объявлен "фальсификацией истории".



Впрочем, всё это - переделка истории под актуальные настроения действующей власти - настолько знакомо, что даже скучно. Как поётся в песне - "И то, и другое я видел не раз, Кого ты хотел удивить?" Но на основе сложившейся ситуации, мне кажется, можно сделать два вывода. Первый: тверской губернатор не получит денег на восстановление Отроч монастыря. Кому в современной России нужен исторический памятник, напоминающий об убиении праведного священнослужителя, осмелившегося перечить царю? Второе: церковные документы больше не могут считаться сколько-нибудь надёжными источниками достоверной информации, раз сам президент им не доверяет.



иван грозный, советское кино, фальсификация истории, детское кино, кино

Previous post Next post
Up