Велопоход по Байкалу. Часть 3. Guten Tag, Barbara или В поисках Куртуна

Aug 16, 2008 01:55

От Малого Голоустного маршрут предполагал сваливать с большой дороги и углубиться в таёжную глушь. Наплевав на мнение жителей деревни, мол "проехать там нельзя", действовали по задуманному. Тропы, едва проторенные колеи и следы лесовозов - план на ближайшую пару дней. И хотя за время дождей дороги серьёзно раскисли, первые лужи были встречены нами с поистине поросячим восторгом: ура, препятствия, да здравствует пересечённая местность. Что-то удавалось проехать на велосипеде, где-то приходилось шлёпать то по щиколотку в воде, а то и по колено. И всё же: вот они, трудности и невзгоды, единение с природой и физические нагрузки. Ноги мокрые вдрызг, рюкзаки грязные, едется неплохо. Людей нет, кругом - глушь, на дорогах - срань, одно слово - Красота!

Велосипеды стремительно обрастали грязью. После 500 метров очередных луж на тормозах скапливался увесистый кусок жирной глины весом в добрых полкило. Покрышки походили на земляных червей, а под крыльями плотным слоем набивалась грязь и цепляла за колесо. Приходилось время от времени останавливаться и палочкой вычищать всё это добро из разных мест. Лужи плодились, множились и увеличивались в размерах, всё чаще приходилось обходить окольными кустами. Пейзажи вокруг - сногсшибательные, настроение - приподнятое. Ура, да и только. На дороге встречались отдельно валяющиеся артефакты. Нашли оторванный автомобильный номер и нераспечатанную бутылку воды. Похохмили над версиями произошедшего, разлили по флягам и двинули дальше по великим овнам.












После нескольких часов пути решили остановиться у ближайшего ручья, вдруг - чу! Видим на мосту силуэт велосипедиста. Ого, да это девушка! После первых нескольких фраз стало понятно, что она не из России. В деревне что-то говорили про путешествующую в одиночку, вроде как иностранка. Но поскольку, как удалось убедиться, местное население склонно было говорить вещи, далёкие от реальности, мы особо не верили. А тут - поди ж ты, не обманули. Вот, стоит, улыбается. Велосипед смахивает на дорожный. На заднем колесе три тюка и на переднем два мешка. Бутылку с водой, кстати, потеряла именно она.

Девушка оказалась родом из Швейцарии. Представилась Барбарой. Как выяснилось чуть позже - учительница младших классов, знает французский, итальянский, немецкий. Изучает русский, любит Россию и путешествует что есть мочи. Из средств передвижения предпочитает велосипед. На Байкале уже второй раз. Уволилась с работы и на всё лето махнула колесить. Договорилась ехать с подругой, с которой уже немало проездила, но что-то там не сложилось и подруга отказалась. Решила ехать одна. Двигается на максимальном самообеспечении: продукты, бивачное снаряжение, примус, аптека и ремнабор - всё своё ношу с собой. Из средств навигации - карта типа "путеводитель по Прибайкалью" и компас с линейкой.

Слегка оправившись от встречи, предложили немедленно отобедать. Барбара отказалась, сославшись на недавнюю трапезу. Позже выяснилось, что причина не только в этом: боялась, что будет сильно отставать от группы. Багажа на человека у нас приходилось явно меньше, вид мы имели воинственный и вообще производили впечатление многоопытных велопутешественников. Сказав на прощанье что-то вроде "может, ещё встретимся", девушка легко вскочила в седло и вскоре исчезла за поворотом. А мы остались чесать репы, отмываться в ручье и готовить обед, не переставая удивляться услышанному и увиденному.













Чтобы преодолеть навалившуюся послеобеденную дрёму, приняли освежающую ледяную ванну в ручье, собрались и двинулись дальше. Вскоре встреча забылась.

Следующим по графику пунктом на маршруте значилось старообрядческое село Куртун. Название это всем участникам запомнится надолго. Дело в том, что в Москве, размечая карты, мы распечатали участки маршрута на отдельные листы. И был там такой лист, ну совсем ненужный. 7-8 километров прямой дороги в самом углу, просто переехать с одного соседнего листа на другой. Точки залиты в GPS, дорога очевидна. Решили лист не брать. И, конечно, его-то нам и не хватило.

В реальности как раз на этом листе была подлая развилка. Подъезжаем, сверяемся с GPS. Дорога идёт прямо и направо, GPS показывает... точно по диагонали между дорогами. Вперёд вроде бы правильно, но там в горку, а направо сулят вроде бы длинный спуск. Немного покумекав и справившись с другой картой, решили, что поедем туда, где вниз. Через пару километров спуск кончился, дорога стала ещё сильнее забирать не в ту сторону. Нам бы вернуться, да поехать куда надо. Но нет, возвращаться - плохая примета, и вообще. Ещё повтыкав в имеющиеся листы, обнаружили, что дальше вроде как должен быть брод, а от этого брода - объездной зимник, выходящий аккурат к Куртуну. Решение принято, едем дальше.

А кругом кипит жизнь. Сначала на дороге обнаружили пару шахматных гадюк. Потом залётный заяц выскочил на тропу и пробежал перед велосипедами метров 15. Чуть позже на дорогу вышел олень, покрутил головой да и сиганул в кусты, к своим собратьям. Где-то справа раздавалось грозное тревожное рычание... Белки летали у нас над головой! Довершал весь этот зоопарк взвод кошек, скребущих на душе: куда-то мы приедем. GPS-ка неумолимо показывала, что нам бы на север, Куртун там. Но нет, дорога вела строго на восток. Вскоре искомая точка осталась не просто где-то слева, а слева и сзади. Решили держаться левых поворотов. Но не тут-то было. Только повернём и двинем на север, как дорога потихонечку начинает забирать вправо, и вот мы опять едем на восток. Вроде бы где-то там шумит река, значит скоро поворот на объездную... Но нет, это не река, а ветер, и фиг его знает, где этот брод. Промучавшись несколько часов, решили искать ближайший ручей и вставать на ночлег. Вот показался мостик. Сориентировались по карте, свернули с дороги и наткнулись на небольшой лесоповал. Отличное место для стоянки: дров, сколько хочешь, вода в двух шагах, площадка для палаток. Тут и заночуем.

Через несколько минут за кустами промелькнул велосипедный шлем. Барбара?!! Размахивая руками и истошно вопя "сюда! К нам!", бросились на дорогу. Оказывается, она поехала правильным путём, но позже решила дождаться нас. Вот, как сама Барбара описывает этот эпизод у себя в дневнике (поскольку дневник на немецком, даю вольный перевод):

Дорога, тем не менее, всё больше походила на какую-то жопу. Лужи становились всё глубже, грязь - всё жирнее. В конце концов крылья забились настолько, что велосипед перестал ехать вообще. Пипец какой-то. Мне приходилось слезать прямо в лужу, толкать и тянуть что было сил, чтобы через несколько метров наткнуться на следующую преграду. Казалось, не видно конца этим мучениям, силы иссякали, и тем не менее я всё же планировала добраться до сегодня до следующей деревни. В довершение ко всем несчастьям я где-то продолбала полуторалитровую бутылку с питьевой водой. Ну, думаю, ништяк покатались. К прочим заботам добавилась ещё и жажда, терзавшая до тех пор, пока не появился очередной ручей. Желание остаться наедине с природой постепенно превращалось в непрекращающуюся борьбу с ней. Сил фотографировать не осталось нахрен, я думала только о том, что мне надо дальше, дальше по этим ухабам.

После небольшого перерыва я двинулась дальше… И вдруг - опаньки! Глазам своим не верю! Передо мной возникла группа велосипедистов с рюкзаками на багажниках. Им в деревне рассказали про девочку больную на всю голову, которая поехала одна в тайгу. Ребята оказались из Москвы и Подмосковья. Одна из девушек немедленно пригласила меня отобедать, но я отказалась. Во-первых потому, что недавно поела, а во-вторых опасалась, что буду ехать гораздо медленнее группы и отстану, поскольку багажа на велосипедах у них было явно меньше, чем у меня.

Вскоре я опять осталась одна и как-то особенно остро ощущала, что я одна. Ну, блин, началось. Вода по-прежнему оставалась проблемой. Вот проехала развилку, но через 5 километров растущее беспокойство стало меня угнетать. Шорохи какие-то слева, вспышки справа, и повороты сплошные - хрен знает, куда ехать. Говорили ж - не суйся ты в тайгу одна. Эх, блин. Но вроде бы всё путём, дорога правильная. Однако вместе ехать безопаснее, и я решила их подождать.

Прошло полтора часа. Натикало 6 вечера (это час дня по-нашему). Нету никого. Пиндос. Я решила вернуться обратно, найти следы велосипедистов и ехать за ними, стала присматриваться к дороге. Вдруг мне попались свежие следы! Медведь! Мамин йожык! Их тут, вроде, не было! В голове промелькнуло: надо бы остановиться и сфотографировать. Но нафиг, нафиг. Страх оказался сильнее, и я лишь сильнее вкрутила педали.

Ага, вот и развилка! На повороте мне попались следы колёс, уводящие направо. Группа хаотично поворачивала то налево, то направо и я окончательно перестала понимать по карте, где же нахожусь. Надо скорее их найти, в противном случае близится глобальный попадос! Если они едут в верном направлении, то скоро должна показаться деревня. Однако лес всё не кончался. Наконец деревья стали редеть. Если это поле, то я смогу сориентироваться по карте! Но вскоре стало ясно, что это не поле, а лишь большой участок выжженного леса. Мать-мать-мать. На часах около семи вечера.

Вдруг вдали мне показалось что-то красное. Может, это дом?! Надежда и страх придали мне сил, я нажала на педали - нет, это не дом! Это лучше! Это велосипедисты! Копать-молотить!

Со всех сил я погналась за ними и чуть не пролетела мимо - так гнала. Группа уже отъехала с дороги и располагалась на ночлег на лужайке возле реки. К счастью, они тоже меня заметили и пригласили к себе. Эта встреча стала началом нашего совместного весёлого путешествия, полного радостей и приключений, и крепкой дружбы, которую я буду беречь, как сокровище. Сокровище, которое я нашла в Сибирской тайге…

Вот уж действительно - "к счастью". Ещё минута, и промчалась бы мимо. А тут - такая встреча! Мужская часть нашей группы (за исключением граждан, состоящих в законном браке) немедленно приняла бодрый дружелюбный вид и принялась лихорадочно перетряхивать мозги на предмет немецких фраз, подходящих к моменту. А также пересчитывать свободные места в палатках и прикидывать альтернативные расклады. Однако выяснилось, что Барбара хорошо понимает и формулирует свои мысли по-русски. А при виде собственной палатки на мужиков накатило известное уныние. Решили отложить общение до ужина и отправились в ледяной ручей остужать пробудившийся было пыл и принимать вечерние водные процедуры.

За ужином (под предлогом "ну, за знакомство") Барбаре был безаппеляционно предложен разбавленный спирт. Потом ещё "за знакомство", просто так и опять просто так... Не удержусь ещё от одной цитаты:

Каждый вечер по распорядку дня полагался костёр, ужин и выпивон. У парней с собой был 90-градусный алкоголь (спирт, йопта), который они смешивали с речной водой. При верных пропорциях получалась типа водка, строго выдержанная в соответствии с общеизвестным старинным рецептом. На закуску - сочок, чесночок или лука кусочок. Большой костёр горел всю ночь, а утром на его углях готовили кашу (Kascha, йопта) и чай. Ребята часто пели и мне довелось послушать много русских песен.

Поскольку рецепт действительно традиционный, то куда же без привычных песнопений? Жаль, гитару в этот поход решили не брать. А "большой костёр" - ну дык как же в походе да без нодьи?










Пока суть да дело, рассмотрели повнимательнее велосипед нашей новой знакомой. Высокий руль, жёсткая вилка, небольшой амортизатор прямо под седлом, два багажника - на переднем и на заднем колесе. Передний переключатель отсутствует, задний смонтирован прямо в корпусе здоровенной втулки. 14 скоростей. Контактные педали, крылья железные и очень низкие, кевларовые покрышки с рисунком, однако, явно не для этих мест. Цена вопроса - 4000 евро (для сравнения: Subaru Impreza 91 года, купленная у знакомых, обошлась ей в 2000). Мда, ну и пеппелац...

Как выяснилось, наши маршруты практически совпадали. До Байкала, там паромом на Ольхон. Решили дальше двигаться вместе. Утром собрались и продолжили погоню за Куртуном. Буквально сразу же, отъехав от стоянки, встретили медвежьи следы. Определенно, в тутошних местах есть кого бояться...






Едем дальше. При каждой возможности старательно сворачиваем налево, и каждый раз дорога упорно изгибается к востоку. Вот показался желанный брод, но никакого объезда не видно. Тропа продолжает идти прямо, как ни в чём не бывало. В конце концов, направляемые твёрдой рукой ответственного навигатора, свернули на очередную тропу и упрямо ломим вперёд. К грязи и лужам добавилась трава. К тому же чуть позже дорога стала заметно набирать вверх. Последующие пару часов мы и то дело слезали с седла и шли пешком, толкая велосипеды перед собой. Вверх, вверх, вверх. Только, казалось бы, поднялись - дорога делает очередной подлый поворот, и снова перед нами подъём. Но Куртун там, впереди, поэтому надо ехать толкать.

В России две беды - дураки и дороги. Барбаре объяснили, что она попала сразу на обе.

В конце концов тропа вывела нас на более-менее наезженную (по ставшим актуальными меркам) тропу. А ещё через полчасика подъём закончился. Мы на вершине. Альтиметр показывает 1020 метров. Один из самых высоких перевалов в этих местах. Наскоро перекусив конфетами, подивились фантазии и трудолюбию местных лесорубов (о, деревянная женщина, творение рук человеческих! Как, должно быть, одиноко и холодно стоять тебе под продувными таёжными ветрами! Извини, но забрать тебя с собой мы никак не могли) и, в расчёте на ненапряжный спуск, двинулись дальше. Но не тут-то было. Сухой наезженный грунт сменился битыми камнями, а уклон всё больше принимал угрожающий облик. Стоишь себе, значит, пешком, держишь велосипед обеими руками на зажатых тормозах, а он потихонечку ползёт вниз. Кросс-кантри превратился в даунхилл. Какие там бордюры, что там восьмёрки! Летишь вниз, уповаешь на крепость двойных ободов и молишься, чтобы не сорвались тормоза.

На удивление спуск прошёл благополучно, если не считать нескольких падений и пары кратковременных полётов через руль. Однако вскоре обнаружилась и первая серьёзная поломка. Санин багажник (привет китайцам) не выдержал свистопляски и дал крен. Прогнулся так, что стал цеплять за колесо. Опорные трубки согнуло в дугу. Ситуативный ремонт не представлялся возможным, а квалифицированной помощи ждать было неоткуда. Кое-как закрепили багажник к седлу и осторожно продолжили путь. Остаётся надеяться, что где-нибудь в населёнке нам встретится какой-нибудь Добрый Чудо-Сварщик. Иначе багажнику полные кранты.

Через некоторое время спуск стал выполаживаться. Впереди лежала долина, где-то там Куртун, а в Куртуне - магазины. Опять перекусили чем было и двинули дальше. Вот тропа вышла на автомобильную грунтовку. Какая-никакая, но трасса, и плевать, что она похожа на стиральную доску. Большая часть группы ломанулась в посёлок и уже принялась терроризировать местные торговые точки, отстающие блаженно переключили скорость на 3-6 и стремительно бросились вдогонку.













В Куртуне докупили продуктов и сигарет. Внимательно выслушали предложение местного населения поехать на прекрасное озеро (ещё 5 км в сторону от маршрута, нафиг-нафиг), отъехали километров на 8 дальше по трассе, встали на ночлег возле небольшой речушки и немедленно открыли по баночке холодного пива. Какого блаженства был исполнен тот вечер - передать нет слов. Даже тучи комаров, немедленно сгустившиеся над поляной, не могли омрачить вдруг нахлынувшего удовольствия. Полные истомы, мы допоздна валялись возле костра и пели регги. Таких вечеров на всю жизнь - по пальцам пересчитать.








P.S. Покуда я борюсь с непредсказуемым Семаджиком и по три раза переписываю события того или иного дня, наши друзья-участники уже вовсю вывешивают свои фотографии. Офигительных кадров там не меньше, чем у меня, и некоторые буду использовать в летописях (уже использую).

Итак, рекомендую к просмотру фотоотчёты от Матвея и от Петра.

Иоанн и Иаков в походе не участвовали.
Previous post Next post
Up