*Открытое правительство * = иностранный агент номер 1 ?? ( продолжение )

Apr 23, 2013 09:14

«ОТКРЫТОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО»: СТРУКТУРА И ЭЛЕМЕНТЫ

Один из ключевых элементов «Открытого правительства» -Экспертный совет. Согласно Постановлению Правительства РФ от 26 июля 2012 г., основными задачами Экспертного совета является «обеспечение участия экспертного сообщества в процессе подготовки и реализации решений правительства» и осуществление «общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти». Совет имеет полномочия проводить экспертизу экономических и социально значимых решений правительства, вести мониторинг эффективности расходов федерального бюджета, оценивать эффективность органов власти и другие. Совет составляют 200 человек, отобранных Д.Медведевым из 220 кандидатов, предложенных М.Абызовым; из членов формируется коллегия в 20 человек.

Открывая 21 мая заседание ОП, Д.Медведев заявлял: «Мне не нужен декоративный Экспертный совет. ... Я хотел бы, чтобы Экспертный совет напрямую влиял на принимаемые решения». По словам вице-премьера Аркадия Дворковича, решение институализировать Совет было принято, чтобы чиновники, общаясь с экспертами, понимали, что «Совет -институционален, он прописан, и процедура взаимодействия с ним является обязательной». Как пишет «Коммерсант», автор схемы -советник главы Сбербанка Алексей Ситников, подтверждает: «Надо

общество впускать в процесс целеполагания, а не только в проблемы кочек на дорогах» .

«Итоговый доклад Президенту РФ Рабочей группы по подготовке предложений по формированию в РФ системы «Открытое правительство»» от 5 мая 2012 предлагал более широкие полномочия для Экспертного совета, чем установлено Постановлением от 26 июля 2012: наличие перечня решений, которые не могут быть приняты Правительством без согласования Экспертного совета; возможность отправлять на доработку любой проект решения согласно утвержденному перечню; запрет на принятие ключевых решений в обход Экспертного совета; не менее трети решений Правительства должны приниматься на основе учета особой позиции Экспертного совета. Тот факт, что подобные полномочия не вошли в Постановление не значит, что лидеры ОП, учитывая их подходы, не будут пытаться их реализовать.

В реальности Экспертный совет является идеологическим центром («вырабатывать и обновлять фундаментальные принципы в основе работы Правительства РФ»), платформой для разработки и внедрения альтернативной политики («принимать участие в разработке Основных направлений деятельности Правительства РФ», «выступать в качестве методологического центра системы «Открытое правительство»), фильтром для правительственных решений («предоставлять экспертную оценку предлагаемых Правительством инициатив и программ», «отправлять на доработку неэффективные и недоработанные решения Правительства РФ», «осуществлять контроль целесообразности расходов, предусмотренных бюджетом на содержание Правительства РФ»), дестабилизатором («в случае необходимости выражать свое несогласие с решениями Правительства РФ», «рассматривать и поддерживать общественные инициативы»), а также резервуаром кадров для правительства.

Правительственную Комиссию возглавил Дмитрий Медведев, заместителем стал Михаил Абызов (персональный состав в стадии формирования). Ее основная функция, согласно «Итоговому докладу», должна состоять в «обеспечении взаимодействия между уровнями и ветвями государственной власти и обществом и его структурами по вопросам создания эффективной системы «Открытое правительство». Помимо прочих задач, Комиссия готовит внедрение новых механизмов функционирования системы «Открытое правительство», в том числе проекты нормативно-правовых актов, оказывает содействие в организации запуска новых инициатив системы «Открытое правительство» и в части организации финансирования инициатив.

Общественные советы должны претерпеть принципиальные изменения. Из послушных министерствам структур «перезагруженные» общественные советы превращаются в «механизм системы «Открытое правительство», обеспечивающий прозрачность деятельности конкретного органа власти или конкретного направления деятельности». Эта функция включает следующие задачи, согласно «Итоговому докладу»: участие в назначении на руководящие должности федеральных органов государственной власти (ФОИВ) и в формировании кадрового резерва; оценка компетентности и качества управления ФОИВ, выражение при необходимости мотивированного недоверия руководителю ведомства и его заместителям; участие в формировании приоритетов деятельности ФОИВ, утверждении годовых отчетов; контроль за реализацией антикоррупционных инициатив в ФОИВ, оценка избыточных функций и собственности, находящейся в оперативном управлении ФОИВ, и другие. При этом все функции органа власти могут быть разделены на виды: требующие обязательного согласования (одобрения) Общественного совета; функции, при реализации которых ФОИВ обязан учесть/получить мнение Общественного совета; функции, при реализации которых Общественный совет может инициативно поставить вопрос на рассмотрение (при этом учет его мнения обязателен); остальные (не требующие рассмотрения Общественного совета).

Фонд поддержки гражданских инициатив создается для финансирования социальных инициатив гражданской направленности, на бюджетное финансирование с возможным привлечением других средств. Согласно «Итоговому докладу», «гранты могут получать порталы активистов (типа проекта «РосПил»), НКО и другие инициативы антикоррупционной, правозащитной и прочей социально значимой тематики».

Молодежное Открытое правительство обсуждалось в Летнем кампусе Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС). Выступая перед участниками, Михаил Абызов ответил, что уже давно предлагает ввести в практику постоянную работу членов Правительства с вузами и школами. Формирование ценностей «Открытого правительства» планируется не только в вузах, но и в средних школах. Генеральным партнером Кампуса является компания Coca-Cola .

«Открытое правительство» предусматривает развитие нескольких интернет-ресурсов, в частности портала «Россия без дураков» (в качестве примера снова приводится «РосПил»), который ставит целью создание сообщества «борцов с чиновничьей глупостью». Создание портала «Россия без дураков» финансирует лично Абызов и другие бизнесмены, по словам главного редактора проекта Рафа Шакирова (также главный редактор портала «Большоеправительство.РФ»). Шакиров объясняет алгоритм его работы: жалобы на чиновников сначала размещаются на портале, затем в дружеских СМИ, далее направляются депутатские запросы; если и это не помогает, подключаются федеральные СМИ. «Есть уже команда депутатов, вне зависимости от партийной принадлежности, а также активистов на местах, которые будут организовывать компании, если власти не будут идти на контакт», - продолжает Шакиров в интервью радио Сити FM.

Вступление России в Международное партнерство Открытое правительство (Open Government Partnership, OGP) планируется до конца года. В настоящее время идет процесс разработки национального плана действий; в рамках проведения совместных консультаций предусмотрено создание совместной российско-британской группы по вопросам Открытого правительства; консультации состоятся осенью в Великобритании. Тот факт, что в 2013 г. председательство в партнерство переходит от США к Великобритании по существу дела ничего не меняет. В «Итоговом докладе» упоминается необходимость новых законов и поправок в существующие. Однако, по словам пресс-секретаря премьер-министра Натальи Тимаковой, возможно, будет достаточно присоединения к OGP, а закона не потребуется: «Открытое правительство - не орган власти, а система взаимодействия общества и власти, построенная на принципах максимально открытости последней». Таким образом активисты ОП пытаются избежать лишнего сопротивления, в частности участия Госдумы, в процессе присоединения к OGP.

В интервью радио Сити FM еще 16 февраля Раф Шакиров утверждает: «Мы предложили России вступление в "Опен говермент партнершип"». Ведущий Георгий Бофт: «А нас туда примут?» Шакиров: «С удовольствием. ... И если мы вступим, то по последствиям это будет, как вступление нашей страны в совет Европы. ... Думаю, что это будет иметь серьезные внутриполитические последствия».

Глава подгруппы ОП «Развитие кадрового потенциала» Юрий Котлер подтверждает, что на закрытой встрече премьера с «Открытым правительством» звучали предложения привлекать иностранцев к работе Экспертного совета: «Есть международный полезный опыт. Зачем изобретать велосипед».

Процесс вступления в OGP находится на стадии разработки национального Плана действий (Action Plan). Свои предложения для этого плана направил в частности петербургский Фонд свободы информации. Фонд предлагает 7 организационных мер, 14 изменений в законодательство РФ, раскрытие 18 массивов информации для свободного и бесплатного доступа и другие меры. Список грантодателей фонда включает сразу несколько крупнейших «демократизирующих» организаций: Агентство США по международному развитию, Национальный фонд в поддержку демократии, Институт «Открытое общество», Фонд Генри М. Джексона, Oak Foundation.

Инициаторы «Открытого правительства» ссылаются на опыт США, Великобритании и других государств-членов Партнерства Открытое правительство. Но какую информацию раскрывают правительства этих стран? Великобритания в программе Open Data раскрывает процент успеха операций на сердце. В США программа Open Safety подразумевает, что граждане направляют снятое на мобильные телефоны видео, чтобы сообщить о какой-либо проблеме. Австралия в качестве своих обязательств выбрала регистрацию бизнеса и товарных знаков, преференции и специальные программы для иностранного бизнеса. Но даже если бы эти государства начали раскрывать, широко обсуждать и консультироваться с Вашингтоном по бюджетному планированию, включая расходы ВПК и силовых ведомств - будучи частью Запада, они могут себе это позволить: у них «менять режим» никто не собирается.

Внедрение системы «открытое правительство» в российские министерства началось с внедрения стандартов информационной открытости. «Смысл внедрения института «открытого правительства» - заставить все ведомства работать по этим принципам», - объясняет Тимакова . В первые дни августа федеральные органы власти получили письмо за подписью и.о. директора департамента Аппарата Правительства Макара Германа с перечислением 20 обязательных критериев открытости для внедрения в их деятельность. Эти 20 критериев включают обязательное обнародование отчетов о принятых решениях, рассмотренных и принятых программах; информацию о поручениях, даваемых руководством органов власти и ходе их выполнения; перечень сведений, содержащих информацию секретного характера, которые не могут быть опубликованы, с указанием причин для засекречивания, а также планы по снятию секретности; в качестве одной из мер внешней оценки деятельности - отчет об онлайн оценке степени открытости органа власти. Г-н Герман также предписывает создание в каждом ведомстве центра по внедрению стандартов открытости, работу которого должен курировать чиновник не ниже уровня заместителя руководителя ведомства.

Кто такой Макар Герман? Отправитель письма, диктующего федеральным министерствам новые правила работы, двумя неделями ранее еще был руководителем аппарата правительства Пермского края. Тридцатилетний глава аппарата, поработавший ранее в ОАО "ТГК-9", известен в Перми своими инициативами по снятию дверей с кабинетов чиновников, лишению их индивидуальных принтеров и шкафов для одежды в кабинетах. Па своей странице в Gravatar в качестве девиза Макар пишет: «e-government. nothing else», т.е. «электронное правительство. Ничего больше». В качестве имени в Скайп молодой человек выбрал speedhatcher. Слово «hatcher» на английском имеет два значения: 1) наседка: 2) заговорщик, интриган. Надо понимать. Макар видит себя не столько «скоростной наседкой», сколько «скоростным заговорщиком/интриганом».

Новоназначенный директор департамента Аппарата Правительства - яркий пример кадров, которые подбираются для внедрения «Открытого правительства». Мальчики, которые клянутся цифровыми гаджетами, оторванные от истории отечества, считающие, что живут в «молодой» России, которой «всего двадцать лет». Очевидно, что письмо составлял не он, но для подобных дел такие кадры - идеальные исполнители.

Некоторые принципы деятельности ОП могут быть действительно полезны для решения текущих проблем в России - вовлечение экспертов и граждан в разработку и реализацию политики, оказание госуслуг через интернет и другие. Но ключевая проблема состоит в том, что целеполагание руководящих кадров ОП и лоббирующих его теневых деятелей состоит отнюдь не в улучшении условий жизни населения, а в приходе к власти.

«Открытое правительство» может сыграть позитивную роль только при условии полной смены кадрового состава руководства и подавляющей части экспертов, и при переориентации политического курса на патриотический. В Международное партнерство «Открытое правительство» Россия не должна вступать ни при каких условиях: шансы своим участием изменить сущность проекта отсутствуют, Россия неизбежно окажется «перезагружена» в вашингтонский формат.

открытое правительство

Previous post Next post
Up