Оригинал взят у
aksik в
про бедность и воровствоспасибо всем, кто откликнулся на анонимный вопрос о воровстве - автор просила передать большое спасибо, особенно тем, кто писал личные истории.
мне захотелось сказать пару слов на тему "одна из причин воровства - бедность". к сожалению, это самооправдание и большое заблуждение.
Моральные установки никак не коррелируют с содержимым кошелька. Помню, в страшные 90-е читала заметку в газете - бедный школьный учитель, которому больше года не платили зарплату, нашел битком набитый долларами бумажник "нового русского", долго искал хозяина, отдал, и отказался от вознаграждения: "Вознаграждение за такой поступок можно считать оскорблением. Ведь так поступают все обычные люди!". Другой пример - как-то видела сюжет про воровство смотрительницы Эрмитажа. Была волна в СМИ- бедные старушки, это все оттого, что у них маленькая зарплата! Позвольте - сколько ни поднимай зарплату смотрителям музея, в Эрмитаже всегда найдутся вещи, которые стоят гораздо дороже зарплаты, а если давать зарплату в сумме всех хранящихся ценностей... Бедность сама по себе никуда не ведет - ни к плохому, ни к хорошему. Надо разобраться, что там в сознании.
Я давно хотела написать, что слишком часто с детства человек получает установку "бедненького и обделенного", и это редко соответствует действительности. Наоборот - в жизни бывает, что тем, у кого много, всегда не хватает, а тем, у кого мало - всегда достаточно. Все дело в голове, а не в кошельке.
Конечно, в советское время детство у всех было более-менее одинаковое с точки зрения материальных ценностей (за исключением родственников руководящих работников). Но я хочу заметить, что при этом люди выросли с очень разной жизненной позицией. Некоторые продолжают жаловаться, искать халяву и ныть всю свою жизнь, зарабатывая при этом гораздо "выше среднего". Другие всем довольны, зарабатывают и процветают в малом. В чем причина?
В советское время всем вдалбливали "босяцкое" сознание обделенного жизнью человека, который должен радоваться куску колбасы. Еще, кстати, одна из характеристик советской детской литературы: хорошие персонажи только бедные и несчастные. Нет сказок с положительным процветающим героем, нет художественной литературы. Кстати, это показательно и на переводах: Пиноккио работает, работает, работает и хорошо зарабатывает, а Буратино "бедненький", нашедший халяву.
Моя бабушка жила в провинции, рядом леса, ягод - завались, ведрами собирали. Ни у меня дома, ни у одной из моих подруг не ели этого богатства "до отвала" - детям насыпали тарелочку, из остального варили варенье и опять же - зимой выдавали порционно. Это что? Это дефицит? Поставь ведро на стол и обьешься, сколько хочешь! Даже то, что было вполне доступно и свободно, находилось в незримом ограничении человеческого подсознания. (Особенно я это видела в многодетных семьях, когда выросшие дети до сих пор все "делят"). Внимание всегда заострялось на том, чего нет - нет таких туфель, как у кого-то, нет того или сего. Не хватает, мало, нету, не будет... В первую очередь нам всем, взрослым, нужно прочистить свое сознание (а заодно и речь - это взаимосвязано, кто не читал - почитайте тэг "власть слова"). Я помню, когда уже вовсю работала, покупала, например, шоколадку и отламывала по дольке. Как в детстве. Вдруг в один прекрасный момент я поняла, что это МОЯ шоколадка, и я могу с ней делать все, что угодно. В том числе - съесть целиком. Нужна свобода не в достижении "чего нет", а в использовании того, что ЕСТЬ. А есть у любого из нас не так уж и мало -в конце концов, мы не на помойке живем и питаемся. Если человек искренне благодарен за все, что имеет - он будет процветать, и наоборот - если ему всегда "мало" и "плохо", он никогда не выйдет из "босяцкого" сознания и хоть миллионером станет фактически, в сознании всегда будет нищим и несчастным. Вот это умение благодарить за то, что имеешь и свободно использовать свои ресурсы и нужно передавать детям (для начала научиться самим).