Оригинал взят у
aksik в
вопрос о социализации и умении общаться в три годас позволения автора вопроса печатаю здесь в несколько видоизмененном виде, со своим комменатрием (из личной почты):
"А если специалист-психолог мне говорит, что мой ребенок в свои три социально развит как двухлетка, если только ленивый не упрекнет моего ребенка в невоспитанности и странности: она предпочитает есть руками, не отвечает на приветствия, если не хочет, о себе говорит "ты", а о собеседнике или "я" (о близких), или "он" (о чужих) и в соответствии с этим строит все высказывания и диалоги, не умеет сама одеться и даже толком раздеться... Если дети на площадке говорят друг другу про мою дочь: "ты с этой девочкой не разговаривай - она дурочка" - и то же говорят мамы и бабушки своим детям, которые таки пытаются с моим ребенком установить контакт (а внешне она большая, как пятилетки,- вот пятилетки к ней и пытаются подойти)... И все в один голос говорят, что во всем этом только моя вина: что я не отпускаю от себя ребенка, не даю ему развиваться, что во мне слишком выражен материнский инстинкт и что этот-то материнский инстинкт не дает мне слышать реальные потребности ребенка, которому мама уже не нужна, а нужно самостоятельное развитие.
А ребенок тем временем три четверти своего времени, если не больше, проводит сам по себе, играя в своей комнате, его не дозовешься ни обедать, ни гулять... Так может, ему уже действительно мама не нужна и он ждет не дождется, когда его отпустят на свободу?"
Отвечаю по частям.
1. ЛЮБОЙ негативный отзыв о своем ребенке надо перепроверять, желательно десять раз. И потом не верить все равно. Если это (не дай Бог) на самом деле отставание в развитии, Вы должны это услышать минимум от пяти совершенно независимых разных специалистов после серьезного обследования. "Соседке кажется", "бабушка думает", "свекровь говорит" - все идут лесом, говорить и думать там, в одиночестве. Очень часто случается, что права одна мама - это правда, так бывает. Потому что, увы, окружающие могут быть в плену стереотипов. А мама из них выберется первая, потому что она, как им это ни странно, думает о ребенке.
2. "Психолог говорит". Вернусь из России (сейчас много работы, как всегда перед отъездом), напишу про психологов отдельно :). Пока кратко: пожалуйста, подумайте, где Ваш психолог видел домашних детей? На картинке? Ваш - первый в ее практике? И что Вы хотите услышать от психолога? Вообще я должна сказать, что современная психология в том виде, в котором мы привыкли ее получать, совершенно странная область. Люди, не имеющие опыта воспитания собственных детей, опирающиеся на "академические" знания. Эти знания, приравненные к аксиомам, добыты наблюдениями за детьми с отклонениями (Фрейд кого наблюдал? Боулби?). Про "психологию" советского разлива и подавно страшно говорить - спасибо, что Крупская не "открыла" каких-нибудь психологических законов, а могла ведь! Вообще современная психология не знает детей, развивающихся в спокойной домашней обстановке.Естественно, что они кажутся психологам странными - они же НЕ ТАКИЕ, какие ВСЕ! Вопрос - кто нормальный? Домашний ребенок, или эти "все"? Те, кого насильно отрывали от мамы (пусть покричит), кого не кормили, кого не брали на ручки, укладывали в период страхов одного в соседней комнате, отводили через истерику в ясли и садик - вам эта норма нравится? Если она нравится Вашему психологу, я советую сменить специалиста.
3. Что такое "социально развит как двухлетка" в три года? Для трех лет нормально: не отвечать на вопросы незнакомых (и даже знакомых!!!) взрослых, не желать здороваться или прощаться, прятаться за спину мамы, отворачиваться от собеседника, и вообще убегать при нежелательном контакте. Впрочем, это нормально и для 4-5, не только для 3 лет. Но взрослым хочется НЕЖЕЛАНИЕ устанавливать контакт считать НЕУМЕНИЕМ это делать. Дети еще не испорчены нашей "вежливостью" и лицемерием. Не нравится им человек - они молчат и дичатся. А человек делает вывод - фу, какой неконтактный ребенок!
Ну, а если еще про ребенка говорят "дурочка" (даже если ребенок не слышит - он чувствует атмосферу), то включаются защитные механизмы, и ребенок будет "соответствовать". Смените окружение. Лучше общаться раз в 2-3 недели с одной семьей единомышленников (поскольку Вы живете в большом городе, то это можно позволить - найти единомышленников), чем ежедневно таскать девочку на такую пытку. От подобного "общения" никакой пользы нет, кроме подсознательного внушения о собственной "дурости" и того, что ребенок неприятен окружающим и маме (ведь мама расстроена, что у нее такой неконтактный ребенок).
4. Что такое "слишком выражен материнский инстинкт"? В сравнении с чем "слишком"? С нулем? Если заботиться о ребенке = не давать ему развиваться, а отпихивать его от себя = "развивать", я, пожалуй, обойдусь без подобного "развития". Если окружающие, проявляющие такую трогательную заботу о Вашем ребенке могут похвастаться своими воспитательными результатами - у них много детей, они их сами воспитали, много знают, у них большой опыт, и т.п. - да, можно прислушаться (и все равно сделать по-своему). Но я подозреваю, что досужие кумушки не очень часто видели своих малышей, которых "развивали" отнюдь не дома и не мамы.
5. А если ребенок в три года умеет сам играть и его не дозовешься - так радуйтесь :) думаю, у многих мам здесь совершенно обратная ситуация :)
Дети не должны изменять свой темперамент и индивидуальные особенности в угоду публике. Ваша дочь - такая. Это прекрасно. Она - самый лучший, самый хороший, самый развитый мамин ребенок.
п.с.: кстати, руками есть значительно полезнее. даже исследования были на этот счет :)