Развитие метро-ритмики у малышей

Jun 15, 2014 14:16

Всем привет!
В моем арсенале с недавнего времени появился музыкальный оркестр! Пока что инструментов не так много, но надеюсь, что в ближайшем будущем он будет пополняться новинками! ;)
А посему, я готова приступить к обучению самых маленьких малышей и их мамочек.
С помощью различных ударных инструментов, мы назовем их шумелки-стучалки )) мы можем смело заняться развитием метро-ритмической системы малыша.



В мировой педагогической практике существуют несколько известных концепций музыкального воспитания детей, которые стали основой для разработки различных программ и методик. Одной из самых известных, распространенных более чем в 40 странах мира, является концепция Карла Орфа “Шульверк. Музыка для детей”.
Его методика основана на воспитании и организации метро-ритмического процесса ребенка.
Орфовская педагогика представляет собой особый тип музыкальной педагогики, которая получила название креативной. Основу концепции Орфа составляет импровизационное музицирование. Обучение через творчество способствует проявлению универсальной креативности, которая есть в каждом ребенке и развитие которой становится все более очевидной задачей образования. Обучение через творчество - не элитарный изыск, а всеобщая образовательная необходимость, в нем заложены возможности, о которых мы сейчас можем только догадываться.

После смерти композитора был образован Фонд Карла Орфа, который возглавляет его жена Лизелотта Орф. Фонд поддерживает Институт в Зальцбурге и оказывает разнообразную помощь педагогам разных стран в обучении, спонсируя проведение семинаров.

Одна из важнейших музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность - это чувство ритма. Ритм - первооснова музыки. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ритм в музыке - категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая.

Своеобразие ритма, однако, заключается в том, что он не только выразительное средство музыки. Ритм является выразительным средством и других искусств. Мало того, ритм встречается и вне искусства, являясь, следовательно, не только художественной категорией. Поэтому наряду с понятием «музыкально ритмического чувства» выступает понятие «ритмического чувства вообще». Наряду с задачей воспитания «музыкально-ритмического чувства» возникает задача воспитания «чувства ритма вообще» и не может не стать вопрос о том, в каком отношении друг к другу находятся эти задачи.

В основе чувства ритма - чувство времени, возможность ощущать в себе его течение, изменять его и изменяться вместе с ним. Одна из самых знаменитых в мире систем воспитания естественного чувства ритма - «Шульверк» К. Орфа. В основу упражнений, применяемых в «Шульверке», положена ритмизованная речь - ритмически организованная декламация стихотворного или прозаического текста. Ритмической основой служит как оригинальный ритм модели, так и специально сочиненный, измененный в соответствии с целью работы.

Система музыкального воспитания К. Орфа получила широкое признание. На ее принципах сейчас создаются новые программы, адаптированные к различным условиям: интерпретации к фольклорному материалу разных стран, этнических групп, особенностям региональной культуры. Методика Орфа получила признание в США, Японии, Германии и других странах мира. В России также существует общество Карла Орфа, председателем которого является В.Жилин. Ведутся курсы и семинары по освоению этой системы музыкального воспитания, создаются авторские программы.

Цель шумового оркестра - с помощью ритмического аккомпанемента подчеркнуть характер, настроение музыки, сделать ее ярче. Дети привлекаются к подбору тембров для аранжировок. Музыка исполняется как на фортепиано, так и в записи (народный оркестр или симфонический), дети исполняют ритмический аккомпанемент, тембром и характером звучания своих инструментов подчеркивая динамику, фразировку, характер музыки, ее ритмичность. Игра на детских шумовых инструментах доставляет ребенку радость музыкального творчества, эмоционально - эстетическое удовлетворение, развивают мелодический, ритмический и тембровый слух, музыкальную память, познавательную, волевую сферы ребенка, такие личностные качества, как общительность, подражательность, самостоятельность, дисциплинированность, формирует готовность и умение действовать в коллективе, развивает навыки мелкой и крупной моторики. Однако нужно помнить, что инструменты для детского элементарного музицирования, должны обладать эстетически привлекательной звучностью и при том быть очень простыми, удобными для игры и не требовать сколько-нибудь значительной выучки. Они должны без специальных передающих механизмов непосредственно подчиняться играющему - движениям его рук и рта, и соответствовать тому инструменту, который дан нам от природы - человеческому телу.



«Дайте ребенку возможность творить, и он не будет вытворять», - сказал кто-то из великих. Детский шумовой оркестр - замечательная площадка для экспериментирования и творчества.

Карл Орф, раннее развитие, шумовой оркестр, репетитор Шестак Кристина, Шульверк, метро-ритмическая система

Previous post Next post
Up