Перечитав мою прошлую заметку, я вдруг понял, что совершенно забыл рассказать про еще один очень интересный, на мой взгляд, сюжет, связанный с почитанием мертвых. Хотя сразу же сделаю оговорку, речь сегодня пойдет не о кладбищах и даже не о скелетах, а, наоборот, о тех, кто живей всех живых, о luchadores или "вольных борцах".
Гуляя все по той же 5-ой улице, я то и дело натыкался на магазины с такими вот масками:
Но поначалу я просто не обращал на них внимания, полагая, что это все очередные туристические безделушки, тем более, что среди них есть маски и спайдермена, и прочих персонажей комиксов. Однако, на этой неделе я набрел на один необычный магазин с говорящим названием La Sirena. Artesania mexicana, и обнаружил там статуэтки скелетов в масках, точно таких же, как и те, что продаются на улице. Меня это разумеется очень заинтересовало, ведь мы уже знаем, что подобного рода фигурки ставят на алтарь в день поминоваения усопших, а это означает, что люди в масках пользуются в Мекские особым почитанием:
Однако, как оказалось, "особое почитание" - это еще слабо сказано, эти люди настоящие легенды и образцы для подражания для всех без исключения мексиканцев, поэтому в их честь сочиняют песни и пишут картины:
На фотографии сверху вы видите две картины с синими масками и, как мне рассказал продавец этого магазина, на них изображены два легендарных "вольных борца" прошлого, которые уже стали одними из любимейших персонажей фольклора. Слева Blue Demon, дебютировавший еще в середине прошлого века, а справа Huracán Ramírez.
Выйдя из магазина, я вновь направился на 5-ую улицу, но уже не из праздного интереса, а с целью выяснить, чьи же именно маски продают во всех тех магазинчиках, что я так опрометчиво раньше проходил мимо. И на самом деле все оказалось даже интереснее, чем я мог себе представить.
Вообще оказалось, что тот Wrestling, который мы знаем, это лишь маленькая часть целой культуры со своими традициями и обычаями, которая в Мексике называется Lucha Libre, или "вольная борьба". Об этом виде спорта, хотя так его называть как-то не хочется, уже написано очень многое, поэтому я бы хотел сказать лишь несколько слов о моих собственных наблюдениях.
Теперь, когда я хоть немного погрузился в культуру luchadores, то все эти стенды наполнились своим смыслом, а каждая маска стала частью некой знаковой системы, о которой я и хочу рассказать.
Если Вы обратили внимание, то на первых фотографиях среди прочих масок сразу же бросается в глаза белая, а точнее платинового цвета маска, о которой просто необходимо сказать пару слов, ведь ее "владелец" является, собственного говоря, тем, с кого все и началось. Звали его в обычной жизни Rodolfo Guzmán Huerta, однако по всей Мексике он известен под именем El Santo, т.е. "Cвятой", и именно он был первым, кто вышел на ринг в маске, и было это в далеком 1934 году.
На правой фотографии вы видите El Santo и Blue Demon, два заклятых врага! Но что примечательно, так это то, что с момента появления Lucha Libre маска лучадора, или mascara, приобрела особый сакральный характер, и борец не мог появиться на публике без нее, поэтому в лицо этих людей по-нстоящему никто и не знал. Дело дошло до того, что El Santo даже был похоронен в своей маске, поэтому в умах простых обываетелей он стал каким-то мифическим, полубожественным героем.
Вообще, если читать биографии лучадоров, то невольно удивишься тому, что в них дате рождения и смерти уделено совсем мало внимания, вместо этого особый акцент делается на дате enmascarada, когда боец надевает свою первую маску, а вместе с тем и "рождается" в своем новом образе и характере, и на второй дате - demascarada, когда лучадор теряет свою маску в результате поражения, а вместе с ней теряет и свое амплуа, иными словами умирает! И после этого он либо заканчивает свой путь лучадора, либо создает себе новый образ, но это очень непросто, так как он уже потерял часть себя вместе с первой маской... В общем, все не так просто, как может показаться на первый взгляд)
И напоследок я бы хотел обратить ваше внимание на еще одну очень интересную особенность масок лучадоров, да и вообще на Lucha Libre в целом. Дело в том, что эти образы возникли не на пустом месте и, как мне объяснил один из продавцов, уходят корнями в далекое прошлое, к майя и астекам. Оказывается, что среди традиционных масок выделяют два основных типа: maya и azteca. И вообще прототипом для них для всех являются древние погребальные маски доколумбовой Америки:
Более того, в моих похождениях я увидел многочисленные маски, на которых красовались различные характерные майяские и астекские элементы, а на одной я вообще обнаружил астекский знак, изображающий голову человека в клюве птицы:
В общем, об этом можно говорить очень много, но все же лучше увидеть, тем более, что многие элементы борьбы также берут свое начало в традиционной культуре, что очень занимательно:
Click to view
Так, например, в этом небольшом видео показана одна из визитных карточек Lucha Libre, а происхождение свое этот прием берет из ритуального танца El juego de Volador:
На самом деле, когда я сюда приехал, то думал, что отношение современной Мексики и доколумбой цивилизации сродни тому, что происходит сейчас, например, в Египте. Но к счастью, первое впечатление обманчиво, и Мексика, которую я тут вижу, не перестает меня удивлять и поражать, и я надеюсь, что в ближайшее время мне удасться попасть на настоящую Lucha Libre и сделать для вас репортаж из первых рук)