Идет уже третий месяц моего пребывания в Мексике, и за это время я посетил множество интереснейших мест, в числе которых немало археологических городищ, о которых просто необходимо рассказать. Однако признаюсь, что писать про дрвение города майя - дело конечно неблагодарное, так как, во-первых, я не особо силен в археологии, а, во-вторых, о них итак уже написано очень много.
В одной из прошлых заметок я писал о lucha libre, визитной карточкой которой являются всевозможные маски. Сегодня я хочу продолжить эту тему и снова о них поговорить, а вернее о маскаронах, которые мне довелось увидеть, разъезжая по Юкатану и Кинтана Роо.
Вообще маскарон как вид декоративного украшения здания распространен во всем мире и, как правило, представляет собой скульптурное изображение головы человека или животного, но важной чертой явялется то, что это всегда изображение анфас. В этой связи маскароны в Мексике представляют особый интерес, так как в изобразительном искусстве майя фронтальный ракурс вообще встречается значительно реже, чем профиль, будь то изображение человека, животных или сверхъественных персонажей.
Впервые этот декоративный элемент я увидел в Тулуме. Это один из самых поздних городов майя, период активности которого приходится на XIII - XIV вв. н.э., когда была возведена основная часть всех городских построек, в том числе и "Храм Фресок":
Прежде всего это здание известно по настенным росписям, откуда и название, однако я бы хотел обратить ваше внимание на его богатую декоративную отделку. Весь карниз украшен фризом из лепных розеток и волют, а угловые части представляют собой маскароны в виде человеческих голов:
Вообще существует большое количество техник изготовления маскаронов. Так, например, в Тулуме они изготовлены из штука, который наносили поверх каменной кладки. Похожая техника встречается также на самом юге Кинатана Роо, в Кохунличе, который я посетил на прошлой неделе:
На фотографиях выше вы видите потрясающие маскароны, которые расположены по обе стороны от лестницы, ведущей к храму на врешине пирамиды. Это сооружние, вхоядщее в единый архитектурный комплекс с "Храмом стел", было возведено, по всей видимости, в Классический период, т.е. в районе IV - V вв .н.э. Среди исследователей нет единого мнения, кого именно изображают эти маскароны, но есть предположение, что это образы реальных правителей Кохунлича, так как схожие черты были обнаружены на одной из стел этого городища.
Как я уже сказал, существует множество техник изготовления маскаронов и, пожалуй, самой известной является техника стиля Пуук, который получил особое распространение в самой западной части п-ва Юкатан в период Поздней классики.
Слово Puuc означает "гористая местность", что конечно странно, учитывая, что вообще эта часть полуострова славится своими плодородными равнинами. Поэтому данное определение скорее относят не географическому зонированию, а к особому архитектурному стилю:
Не вдаваясь в подробности специфики архитектурных конструкций , скажу лишь о некоторых особянностях декоративных элементов этого стиля:
В большинстве случаев, в стиле Пуук украшается лишь верхняя часть здания, и для создания сложных декоративных элементов применятеся, так называемая, техника "каменной мозаики", когда множество отдельных элементов собирается как конструктор в единую композицию. Данная техника a-priori подразумевает преобладание простых геометических форм, поэтому, например, для этого стиля очень характерен срезанный карниз (1), листель (поясок из валиков) (2) и софит, т.е. особая форма карниза, обращенного книзу (3). Также в декорировании стен часто используются такие приемы, как chimez (4) и celosía или, проще говоря, диагональная решетка (5). И разумеется визитной карточкой стиля Пуук являются маскароны (6), которые могут быть расположены как в угловых частях здания, так и вдоль всей стены:
г. Ушмаль. Комплкс "Дворец правителя".
г.Кабах. Комлекс Codz Poop ("свернутые циновки").
г.Шлапак. Дворцовый комплекс.
г.Ушмаль. Комплекс "Большая пирамида"
г.Лабна. Дворцовый комплекс.
Одними из лучших примеров стиля Пуук являются маскароны из Кабаха, фотографии которых вы видели выше, и модель одного из которых представлена ниже:
Этот маскарон изображает голову бога Чака, покровителя дождя и вообще всего, что связано с водой. Отчетливо видны глаза (1), уши (2), рот с клыками (3) и конечно же характерный для иконографии данного божества нос (4). Причем на некоторых маскаронах нос Чака зачастую украшается знаками воды или жада. Вообще почитание этого божества является отличительной особенностью не только зоны Пуук, но всего Юкатана в целом, и объясняется это, прежде всего, тем, что это крайне засушливый регион, и помимо сенотов дождь является единственным источником пресной воды.
И в завершении я просто не могу не сказать пару слов об Ушмале. Этот город достигает своего расцвета в период Поздней классики, т.е. в VIII - IX вв.н.э. и по праву считается одним из самых лучших архитектурных памятников стиля Пуук. Наряду со всеми постройками Ушмаля особую известноть приобрела, так называемая, "Пирамида волшебника", она же "Пирамида карлика". Эта постройка поражает своей масштабностью и необычной конструкцией, так как в плане она близка к овалу:
Помимо этого эта пирамида интересна тем, что к храму на ее вершине ведут сразу две лестницы, одна с западной, а другая с восточной стороны. И первая из них с обеих сторон украшена в общей сложности 22-мя маскаронами головы Чака.
Ну и напоследок хотелось бы сказать еще об одном. Меня все это время мучил вопрос, почему же это сооружение называется "Пирамида карлика". Оказалось, что с этим названием связана одна легенда, которую рассказал Джону Ллойду Стивенсу один индеец, и звучит она как-то так:
"На этом самом месте [на месте пирамиды], прямо напротив дворца правителя жила-была старуха. У нее никогда не было детей. И вот однажды она нашла на дороге яйцо - завернула его в покрывало и положила в углу дома. Каждый день она смотрела на него в надежде, что из него наконец кто-то вылупиться. И вот в один прекрасный день яйцо раскололось, и из него появилось дитя.
Старуха была счастлива и заботилась о нем, как о родном, а ребенок взрослел не по дням, а по часасм, и не исполнилось ему еще и года, как он уже ходил и говорил. Но сильно отставал в росте и был как карлик, тем не менее старуха не унывала, а, наоборот, верила, что когда-нибудь он станет великим царем и правителем.
И однажды старуха сказала ему, что он должен пойти к правителю и бросить ему вызов, чтобы занять его место. И, послушавшись старуху, карлик пришел во дворец увидеть царя.
"Подними этот камень, который весит три арробы [ок. 48 кг]" - сказал царь. Карлик сказал, что пусть царь первым поднимет камень. Тогда тот поднял его, и карлик в свою очередь сделал тоже самое. Тогда правитель начал поднимать все более тяжелые камни, но карлик с легкостью за ним повторял.
Разъяренный тем, что не может взять верх над карликом, царь сказал: "Этой ночью ты должен возвести здание, которое было бы выше всех зданий вокруг. Если не успеешь в срок, умрешь!"
И на следующее утро царь увидел на этом месте величественное здание - он был побежден, а карлик стал правителем. И пирамида по сей день носит имя в его честь"
В общем, говорить об Ушмале и других городах можно очень много. Но в данном случае поговорка "лучше один раз увидеть, чем сто раз услышть" абсолютно верна. Это надо видеть!!!
Ну или посмотреть в альбоме Ани:
http://www.flickr.com/photos/anna_kolye/sets/72157629141700558/