"Родители и дети много времени посвящают общению друг с другом. Характер и тон этих бесед играет важную роль в том, как дети воспринимают родителей. К сожалению, лишь некоторые родители могут реагировать на своих детей так, что те чувствуют себя услышанными, понятыми и оцененными.
Четырнадцать коммуникативных барьеров
Реагируя на ребенка одним из нижеследующих способов, вы создаете между вами «коммуникативный (коммуникационный) барьер», потому что по-настоящему не присутствуете и не слушаете ребенка, чтобы понять, что он думает и чувствует. Примеры, которые мы приводим, относятся к гипотетической ситуации, когда ребенок возвращается от вашего бывшего сердитым и выдвигает вам необоснованные обвинения.
1. Приказываете: «А ну-ка, немедленно убери с лица это ужасное выражение».
2. Предупреждаете, увещеваете, угрожаете: «Еще раз бросишь рюкзак в гостиной - и я его у тебя отберу».
3. Морализируете: «Вот что бывает, когда позволяешь другим командовать собой. Ты не должен позволять отцу так на тебя влиять».
4. Советуете: «Знаешь, попроси отца, чтоб он перестал тебе наговаривать на меня».
5. Поучаете: «Дети должны уметь вести себя вежливо».
6. Осуждаете, критикуете, обвиняете: «Ты ведешь себя отвратительно, и мне это совсем не нравится. Если будешь и дальше позволять другим собой командовать, тебе тяжко придется в жизни».
7. Хвалите: «Обычно ты такой славный мальчик».
8. Порицаете, пристыжаете: «Сейчас ты - скверный мальчишка и совсем не нравишься мне».
9. Толкуете, анализируете, психологизируете: «Проблема в том, что ты чересчур доверчив. Ты и правда веришь в каждую ложь, которую твой отец обо мне сочиняет?»
10. Успокаиваете: «Все не так плохо. Завтра ты почувствуешь себя лучше».
11. Вопрошаете: «А ты что сделал?».
12. Отвлекаете: «Давай не будем зацикливаться на том, что тебя расстроило. Лучше сыграем в игру».
13. Иронизируете: «Да уж, получается-то у тебя из рук вон плохо».
14. Строите из себя всезнайку: «Да это все в два счета решается. Тебе нужно просто изменить свое отношение».
Упражнение 4.1. Как распознать коммуникативные барьеры
Представьте, что вы говорите по телефону с другом (подругой). Жалуетесь, что бывший вас совсем замытарил и старается настроить ребенка против вас. А теперь представьте, что тот в ответ пользуется перечисленными выше коммуникативными барьерами.
• Приказывает: «Ты должен запретить своей бывшей так влезать в твою жизнь».
• Предупреждает, увещевает, угрожает: «Если ты и дальше будешь позволять бывшему так тебя расстраивать, я начну думать, будто ты просто хочешь погрязнуть в собственном несчастье. Знаешь, меня уже достало без конца все это выслушивать».
• Морализирует: «Вот что получается, когда разведешься. А ты чего хотела?»
• Советует: «Пожалуй, тебе стоит взять другого адвоката и снова вытащить свою бывшую в суд. Покажи ей, кто здесь рулит!»
• Поучает: «Когда я переживала развод, то самым полезным для меня оказалось…»
• Осуждает, критикует, обвиняет: «Не женился бы на этой идиотке - не попал бы в такую ситуацию. Сам виноват».
• Хвалит: «Ты такая хорошая мать, что ребенок никогда не пойдет против тебя. Не стоит и переживать».
• Порицает, пристыжает: «Ты просто трус. Почему ты раз и навсегда не стукнешь кулаком по столу и не запретишь своей бывшей вытирать об тебя ноги?»
• Толкует, распознает, психологизирует: «У тебя самой явно были проблемы с родителями, и из-за этого ты теперь не можешь мыслить трезво. Думаю, тебе стоит заглянуть к моему психологу и поработать над этим. А иначе ситуация так и не изменится к лучшему».
• Успокаивает: «Выспись хорошенько и сразу почувствуешь себя лучше. Сам ведь знаешь: утро вечера мудренее».
• Вопрошает: «Тебе бывший звонил, и что ты ответила? Зачем согласилась на его просьбу? Когда он обещал вернуть ребенка? На какой, конкретно, план ты подписывалась?»
• Отвлекает: «Пойдем-ка лучше в кино да по мороженому съедим. Тебе сразу станет лучше».
• Иронизирует: «Да уж, да уж, хуже ничего и быть не может».
• Строит из себя всезнайку: «В первую очередь тебе следует прогнать своего адвоката и разработать новую правовую стратегию, затем прислушаться к моим советам и…»
Как вы себя будете чувствовать после такой реакции? Захотите и потом делиться с этим другом (подругой) своими чувствами и мыслями?"
(Эми Дж. Л. Бейкер, Пол Р. Файн. Воспитание детей после развода)
____________
ООООО!!!! И я себя считаю нормальным родителем.
О ужас.
Читала про некоторые коммуникативные барьеры с детьми, я думала: "И чЕтакого?!" Отвлекающий, успокаивающий, например. Но когда про этот же барьер в отношении себя прочитала, да представила, чтобы моя любимая Сашенька мне что-то подобное сказала...
Ужас-ужасный. Моя мантра с этого дня: ребенок - тоже человек.
#дети #люблюкниги #ученьесвет #детиродители