Председатель Военного комитета НАТО адмирал Роб Бауэр подчеркнул ключевую роль ядерных сил России, удерживающих западный мир от прямого и открытого конфликта с Москвой. Выступая 10 ноября на оборонном саммите в Чехии, он заявил, что ядерный арсенал - главное отличие России от афганского “Талибана”* в том, что касается способности сражаться с силами НАТО. “Я абсолютно убежден, что, если бы у русских не было ядерного оружия, мы бы уже давно были на Украине и выбивали бы их оттуда”, - добавил он. Его заявления последовали за регулярными намеками со стороны российских официальных лиц на возможность ядерной эскалации и могут быть истолкованы как констатация значительного ослабления позиций обычных вооруженных сил России после распада Советского Союза.
Но даже при том, что по обычной мощи Россия по-прежнему значительно уступает совокупным вооруженным силам западного блока, масштабное расширение ее сухопутных войск и оборонного сектора с начала 2022 года, резкое сокращение западных воздушных и сухопутных сил за последние 20 лет и общая неэффективность европейских армий привели ряд аналитиков к выводу, что утверждения о превосходстве НАТО в обычных вооружениях значительно преувеличены.
Аналитики в области безопасности десятилетиями подчеркивали роль ядерного оружия как жизненно важного средства сдерживания военных наступлений Запада, и именно оно считалось ключевым обоснованием масштабных вложений России, Китая и Северной Кореи в свои ядерные арсеналы, поскольку все три страны ощущают значительную угрозу со стороны Запада вплоть до возможности атаки. Но даже несмотря на российские средства ядерного сдерживания, которые остаются крупнейшим в мире, на Западе - в частности, в Европе - регулярно звучат призывы к эскалации боевых операций на Украине.
Заявление адмирала Бауэра прозвучало на этапе, когда Великобритания и Франция активно продавливают в США разрешение на совместные удары крылатыми ракетами с территории Украины вглубь российской территории в то время, как президент Франции Эммануэль Макрон не исключил более масштабного развертывания сухопутных войск на Украине в рамках курса “сделать все необходимое, чтобы помешать России выиграть”. Французское правительство, в частности, рассматривает варианты отправки крупных контингентов сухопутных войск на Украину с июня 2023 года. Кроме того, к рассмотрению аналогичных вариантов призывали такие деятели, как премьер-министр Эстонии Кая Каллас, министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский, министр иностранных дел Литвы Габриелюс Ландсбергис и министр иностранных дел Финляндии Элина Валтонен.
Хотя администрация Байдена неоднократно занимала по этому вопросу гораздо менее “ястребиную” позицию, чем европейские союзники, ожидается, что инаугурация Трампа в январе 2025 года значительно усилит раскол и таким образом не даст европейским государствам приступить к масштабным развертываниям сухопутных войск в силу противодействия США.
Совсем недавно американская военная организация Forward Observations Group подтвердила развертывание своего персонала в поддержку украинского наступления в Курской области.
При этом сообщается, что в регионе в значительных количествах действуют наемники, говорящие на английском, польском и французском языках. Западные сухопутные войска, нередко в качестве “добровольцев” или “подрядчиков”, играли стержневую роль на передовой на протяжении всего конфликта, хотя и не в таких масштабах, о которых говорили адмирал Бауэр и другие, намекая на более открытое развертывание для конфликта более высокого уровня.