Продолжение...
Святой благоверный Феодосий II Младший, император Восточной Римской империи
(Св. император Феодосий II Младший возглавляет III Вселенский Собор)
Родился 10 апреля 401 года, сын императора Аркадия и Элии Евдоксии. Феодосий был провозглашен августом 10 января 402 г., не имея еще девяти месяцев от роду. После смерти своего отца 1 мая 408 г. стал единственным правителем империи, но до 414 г. державой правил его регент Анфимий. Опекуном же Феодосию завещанием императора Аркадия был назначен персидский царь Йездигерд I, которого Аркадий заклинал употребить все свое могущество и прозорливость на сохранение трона за его сыном. Йездигерд не стал пренебрегать поручением Аркадия, все время хранил с римлянами нерушимый мир и сохранил Феодосию державу. Сенату он тотчас же отправил послание, в котором угрожал войной всякому, кто попытается устроить против него заговор.
С 414 года власть сосредоточилось в руках старшей сестры Феодосия Пульхерии, которая была объявлена августой, соправительницей императора.
Феодосий II получил блестящее образование. Он знал греческий и латинский языки, математику, астрономию, историю, рисовал и даже сам иллюстрировал переписанные им книги, а за красивый почерк получил прозвище Каллиграф. Он много читал, часто по ночам, при свете им самим сконструированной особой лампы. Сестра же давала ему наставления, как держать себя на царских выходах, как следует одеваться, как сидеть и ходить. Не менее руководила она и его благочестием, приучая постоянно молиться и почитать иереев.
В 421 году Пульхерия женила императора на Евдокии, дочери философа Леонтия. Императрица отличалась умом, красотой, красноречием, и Феодосий горячо любил ее.
Обладавший незаурядными способностями и наделенный несомненными душевными достоинствами, Феодосий тем не менее вошел в историю как безвольный и посредственный правитель, во всем подчинявшийся приближенным - сначала сестре, затем жене, а после 441 г. и почти до самой смерти - любимцу евнуху Хризафию. Впрочем долгое царствование Феодосия II отмечено известной силой и содержательностью, благодаря счастливому соединению в его правительстве довольно способных и искусных советников.
Из традиционных развлечений Феодосий II предпочитал охоту, к военным упражнениям страсти не проявлял, хотя физически был крепок.
Религиозная деятельность
Император был весьма благочестив и отличался религиозным рвением, любил церковное пение. В императорском дворце Феодосий устроил порядок, подобный монастырскому: вставал рано утром и вместе с сестрами пел антифоны во славу Божию, знал на память Священное Писание и рассуждал о нем с епископами. Однажды на ипподроме император устроил вместо ожидавшихся зрителями ристаний грандиозный молебен, которым лично дирижировал. Никто не видел его разгневанным. Некто из ближних спросил его: почему ты никогда не наказываешь смертью человека, тебя оскорбившего? - «О, если бы, - отвечал тот, - возможно было мне и умерших возвратить к жизни... Не великое и не трудное дело убить человека, но раскаявшись, воскресить умершего не может никто, кроме Бога».
В годы царствования Феодосия II государство потрясали религиозные раздоры.
В 428 г. император пригласил в Константинополь занять кафедру патриарха знаменитого проповедника Нестория, родом перса, настоятеля одного из антиохийских монастырей. Александрийский патриарх Кирилл добился от Феодосия II созыва Вселенского собора для осуждения взглядов Нестория, который состоялся в 431 г. в Эфесе. Несторий был низложен и отправлен обратно в Сирию.
Другая серьезная ссора вспыхнула через пятнадцать лет между богословом Евсевием и константинопольским патриархом Флавианом с одной стороны и ересиархом монофизитов Евтихием - с другой. Добившись осуждения последнего на поместном соборе 448 г. в столице, Евсевий и Флавиан торжествовали недолго - по инициативе и под председательством александрийского патриарха Диоскора, большого приятеля императорского фаворита Хризафия, в Эфесе собрался Собор 449 г., восстановивший Евтихия и осудивший Флавиана и Евсевия. За атмосферу грубого нажима и откровенного террора со стороны Диоскура этот собор впоследствии получил наименование «разбойничьего». Победа монофизитов, однако, была непрочной: Халкидонский собор 451 г. подверг их окончательному осуждению.
Преследование язычников в империи продолжалось без послабления; свобода расправы с ними предоставлялась не только властям, но, по-видимому, и населению. Так напр., во время волнения из-за религиозных причин в Александрии египетской, толпа христиан растерзала известную женщину-философа Гипатию (415), блестящую представительницу умиравшего паганизма, - и это насилие осталось безнаказанным. По приказу императора в 426 г. была сожжена эллинская святыня - Олимпия. При Феодосии Младшем во время сильного пожара в одном из дворцов Константинополя сгорела вывезенная из разгромленной Олимпии деревянная, покрытая пластинками золота и слоновой кости статуя Зевса работы Фидия - одно из «семи чудес света».
В 448 г. против книг философа-неоплатоника Порфирия он издал эдикт, тон и направленность которого надолго определили приемы в борьбе с религиозным инакомыслием:
«Императоры Феодосий и Валентиниан Августы - префекту претория Хормизду. Предписываем все, что Порфирий [или кто-либо другой], гонимый собственным безумием, написал против благочестивой веры христианской, где бы оно ни было обнаружено, предать огню. Ибо мы хотим, чтобы всяческие произведения, вызывающие гнев Божий и оскверняющие душу, не достигали даже слуха людей»
По характеру император Феодосий был человек незлобивый, легковерный и, по выражению Феофана, всяким ветром носимый, отчего часто подписывал бумаги, вовсе не читая их. Однажды Пульхерия подложила между прочими бумагу об отдаче ей в рабство супруги его, императрицы Евдокии, которую он, не читая, подписал, за что сестра потом укоряла его.
Противостояние Пульхерии и Евдокии
Со временем отношения между Пульхерией и Евдокией стали портиться. В конце 430-х место советника императора занял евнух Хризаф, способный полководец, но безнравственный и жадный до денег. Он стал противником Пульхерии, которая не раз препятствовала его замыслам, и настроил Евдокию против царевны. Постепенно, по своей слабости и недальновидности, в заговор был вовлечён и сам император Феодосий. Хризаф убедил царя что Пульхерия имеет слишком много власти, и Феодосий потребовал у Константинопольского патриарха, чтобы тот посвятил Пульхерию в диакониссы. Патриарх уведомил Пульхерию о замысле и она отошла от правления и удалилась из города в Евдемон. При Хризафе начались гонения на православных и возвышение монофизитов. Возможно уже в то время сама Евдокия также приняла сторону монофизитов.
Однако уже в 441 году сама Евдокия оказалась в опале. Феофан рассказывает, что некто Павлиан, человек весьма образованный и красивый, пользовался особым расположением императрицы, которая часто беседовала с ним наедине. В день Рождественских святок кто-то поднес Феодосию яблоко необыкновенной величины и красоты. Император послал его Евдокии, а та отослала Павлиану. Павлиан же, спустя два дня, поднес его императору. Таким образом, связь их раскрылась. Феодосий сослал Павлиана в Каппадокию и приказал казнить. Евдокия сама удалилась в Иерусалим и прожила там до самой смерти.
После этого Феодосий с большим трудом уговорил Пульхерию возвратиться во дворец. Пульхерия открыла его глаза на положение дел. Феодосий приказал сослать и казнить Хризафа, а Пульхерия снова стала соправительницей.
Внутренняя политика, образовательная реформа
Ранее в империи учебные заведения устраивались по частной инициативе или по почину муниципальных общин. Император Юлиан Отступник (361-363), желая дать школьному преподаванию направление, соответствующее его идеям, первый издал закон, по которому учителя общеобразовательных школ в городах, назначавшиеся местными выборными властями, должны были подлежать императорскому утверждению. По указу Феодосия II в 425 г. была создана в Константинополе школа, которую теперь бы назвали государственным университетом. Устроена она была в одном из общественных зданий столицы и, как кажется, должна была содержаться на счет казны. Профессоров было 31, в том числе 3 ритора и 10 грамматиков латинских, 5 риторов и 10 грамматиков греческих, 2 юрисконсульта и только 1 философ. Самый этот список свидетельствует о формализме направления, установившемся (или установленном) в преподавании первой государственной высшей школы в римской империи. Профессора признавались чиновниками государства; после 28 лет службы, если она была беспорочной, они вместе с отставкой получали почетное звание "comes primi ordinis" (с титулом "spectabilis"). Школа получила, так сказать, монополию преподавания. Профессорам запрещалось обучать где бы то ни было в другом месте; никто из вольных ученых не имел больше права открывать частной школы, под страхом сурового наказания и высылки из столицы. Частным лицам разрешалось давать уроки только в частных домах отдельным ученикам.
По распоряжению императора в 438 г. был издан Феодосиев кодекс, обобщивший нормотворческие материалы указов римских императоров.
Феодосий вел активные строительные работы в столице и других городах империи.
(Император Феодосий II Младший)
Внешняя политика
В правление этого императора государству пришлось много и с различным успехом воевать.
В 412 г. энергичный и умелый регент Анфимий отразил натиск гуннов и приступил к сооружению новых укреплений разросшейся со времен Константина Великого столицы. Сначала была построена мощная и длинная стена, шедшая от Мраморного моря к бухте Золотой Рог. Впоследствии, в 440-х гг., после землетрясения, префект города Кир Панопольский не ограничился починкой пострадавших участков, возвел еще одну линию и приказал выкопать ров (оставшийся незакрытым стеной болотистый участок у Влахернского дворца был защищен в 625 г.). Девяносто две грозные башни, значительные высота и толщина стен, глубокий ров и обилие боевых машин надолго обеспечили безопасность Константинополя.
В 420-422 гг. полководцы Феодосия отразили в Месопотамии натиск армий персидского шахиншаха Бахрама V, сменившего Йездигерда I.
С западной половиной империи благоразумно поддерживались дружественные отношения, скрепленные в 437 г. браком западного императора Валентиниана III с дочерью Феодосия II Евдокией.
Ослабленные схватками соперничавших западных полководцев Аэция и Бонифация Испания и Африка к 435 г. стали добычей предводителя вандалов Гизериха. После ряда безуспешных попыток отразить натиск завоевателя западное правительство было вынуждено признать его власть на захваченных территориях. Феодосий II решил вмешаться, но поход восточноримских легионов, предпринятый около 443 г., окончился неудачно и никак не изменил создавшегося положения.
Незадолго до его смерти империя пережила разрушительное нашествие гуннов. В 442 г. гуннский правитель Аттила потребовал от Феодосия, чтобы ему были выданы все переметчики и выслана дань, а также, чтобы были отправлены посланники для переговоров о платеже дани на будущее время. В ответ он получил уведомление, что римляне не выдадут прибегших под их покровительство людей, но вместе с ними примут войну. Разгневанный этим высокомерным ответом, Аттила двинул свои орды на империю. В трех последовательных сражениях римская армия была разбита. После этого гунны взяли и разрушили все города в Иллирии и Фракии, кроме Андрианополя и Гераклеи, и раздвинули свое владычество от Геллеспонта до Фермопил и предместий Константинополя. В 447 г. был заключен позорный для римлян мир. Феодосий согласился выдать Аттиле всех переметчиков, немедленно выплатить 6000 либр золота и каждый год выплачивать еще по 2000. По словам Приска, ужас перед Аттилой был так велик, что римляне повиновались всякому его требованию и на любое понуждение с его стороны смотрели как на приказ повелителя.
Император Феодосий скоропостижно скончался 28 июля 450 года. Во время охоты лошадь сбросила его в реку Лик; он повредил при падении позвоночник и на другой день умер.
Священномученик Виссарион, епископ Смолянский
Во время царствования Мехмеда IV, в Родопских горах появились поработители. Много зла сделали они местным христианам: некоторых из них они обратили насильно в ислам, других зарезали, третьих изгнали в горы. Среди беглецов был и епископ Смолянский Виссарион, который поселился в деревне Райково, где ограждал своим святительским словом православную паству от отпадения от Церкви. Народный пастырь всегда был окружен множеством православных болгар из окрестных сел; приютившись под крылом своего хранителя, они с радостью пребывали в Святой Христовой Вере.
Всего год прожил в Райкове святитель Виссарион, но своей успешной проповедью он снискал для себя сильную злобу мусульман. С первыми лучами зари 29 июля 1670 года владыка с десятью телохранителями верхом тронулся в путь по дороге к деревне Горно Езерово. Вдруг неожиданно в долине на них напали вооруженные османы, которые после жестокого и кровавого боя захватили живыми епископа и его верную охрану. По прибытии в Смолян, по приказу властей, Виссариону предложили с кротостью принять ислам, чтобы сохранить свою временную жизнь. Но святитель кротко им ответил: "Человек, любящий Божественную Истину, непоколебим в своей вере. Смерть моя сделает меня бессмертным перед Богом." Тогда турки раздели его и начали рвать его тело специально подготовленными для этой цели клещами, отрывая куски живого мяса от его плоти. Епископ вытерпел эти муки, не убоявшись и не просив пощады. Кровь рекой лилась из тела этого истинного мученика. Потом самым безжалостным образом били его железными прутьями, до тех пор пока святитель не потерял сознание. Однако мучители привели его в чувство и стали колоть его ножами, отрезая куски от его тела; потом поставили на его голову раскаленный треножник и всячески издевались над ним. Над ним надругались на глазах у всех и водили его обнаженным по городу. Епископ вынес и это глумление со смирением. Наконец какой-то освирепевший турок выступил из толпы и острым ножом проколол грудь священномученику. Озверевшие мучители злобно набросились на мощи Виссариона с камнями и обезобразили их, превратив их в месиво.
Потом они приказали его телохранителям выкопать могилу на одном из огородов, недалеко от площади Смоляна, где и похоронили его святые мощи. Так 29 июля 1670 года в Смоляне мученически скончался родопский светильник, епископ Смоляна Виссарион.
Священномученик иерей Алексий
(Красновский Алексий Иванович, +11.08.1938)
Память также 12 ноября, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, Бутовских новомучеников и Московских святых.
Родился 5 июля 1889 года в селе Измайлове под Москвой в семье псаломщика Платона Красновского; мать его была при храме просвирней. Отец умер еще до наступления гонений на Русскую Православную Церковь, мать - в 1918 году. Владимир окончил Перервинское духовное училище, некоторое время служил псаломщиком, как его отец. В 1923 году он был рукоположен епископом Клинским Гавриилом (Красновским) в сан диакона и стал служить в церкви иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" в селе Ассаурове Дмитровского района.
В 1925 году освободилось место священника в Свято-Духовском храме в селе Дубровки, и собрание прихожан единогласно постановило: просить епископа Дмитровского Серафима (Звездинского) рукоположить диакона Владимира в сан священника для служения в их храме. Просьба была тогда же исполнена. В 1930 году храм был властями закрыт, и в 1931 году отец Владимир был назначен служить в храм в селе Легчищеве Лопаснинского района Московской области.
11 ноября 1937 года власти арестовали священника, и он был заключен в тюрьму в городе Серпухове. Основанием для ареста послужили показания «двух свидетелей на негласном допросе», как говорится об этом в документе следствия. В тот же день священник был допрошен, и ему были заданы вопросы в соответствии с показаниями этих свидетелей.
- Следствие располагает данными о том, что вы среди окружающего вас населения, колхозников, вели контрреволюционную агитацию, направленную против существующего строя и проводимых мероприятий. Признаете ли вы это? - спросил следователь.
- Агитации против советской власти я не вел, так как я в политике этой не могу разобраться, - ответил священник.
- Следствию известно о том, что вы систематически вели контрреволюционную агитацию при исполнении своих служебных обязанностей, например при похоронах и тому подобном. Признаете ли вы это?
- Контрреволюционной агитацией я никогда не занимался, - ответил священник.
- В деревне Пикалово во время обеда после похорон вы вели контрреволюционную агитацию среди колхозников, распространяя гнусную клевету по адресу руководства советской власти. Признаете ли вы это?
- Нет, этого никогда не было.
(священномученик иерей Владимир Красновский, тюрьма НКДВ, 1937)
Далее следователь стал цитировать показания тех, кто оговорил священника, но и здесь отец Владимир отверг их как ложные.
- Этого я никогда и нигде не говорил, все это на меня показано ложно, - сказал он.
- Еще раз следствие требует от вас правдивых показаний, довольно вам давать лживые показания! - потребовал следователь от священника.
Но отец Владимир на это ответил:
- Честное слово, я нигде никому не говорил о том, что конституция вызывает много вопросов; я ее читал и с ней был согласен.
- Признаете ли вы себя виновным в предъявленном вам обвинении? - спросил следователь напоследок.
И отец Владимир сказал:
- Виновным себя в предъявленном мне обвинении не признаю, так как я этого нигде и никогда не говорил.
17 ноября Тройка НКВД приговорила отца Владимира к расстрелу. Священник Владимир Красновский был расстрелян 25 ноября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода 27 декабря 2000 года для общецерковного почитания.
Преподобномученик иеромонах Пахомий (Русин)
(Русин Прохор Петрович, +1938)
(преподобномученик иеромонах Пахомий Русин, крайний справа)
Иеромонах Пахомий, в миру - Русин Прохор Петрович, родился в 1880 году в селе Генеральщино Курской губернии. В 1910 году он приехал в город Верный (ныне Алма-Ата), а до этого 3-4 года жил послушником в Петропавловском монастыре Черниговской губернии. После приезда в Верный отец Пахомий поступил в Иссык-Кульский монастырь, где был пономарем, звонарем, затем получил монашеский постриг и примерно в 1914 году был рукоположен в сан священника.
Летом 1916г. в Семиречье началось восстание киргизов, они напали на монастырь и потребовали к определенному дню приготовить монастырские ценности и пригрозили расправой в случае отказа. Тогда часть монахов, в числе которых был о.Пахомий, ушла из монастыря - кто в горы, кто в ближайшие селения. Монахи преклонного возраста остались, положившись на волю Божию. Приехавшие в назначенный день киргизы выбили монастырские двери, иконы побили, забрали церковную утварь и устроили над монахами казнь: не пощадили никого, всех порубили саблями. Вечером вернулись ушедшие монахи и на следующее утро похоронили всех убиенных в общей могиле.
После этого события о.Пахомий ушел в г.Верный, затем поселился в горах около Аксая с монахами Феогностом, Серафимом, Анатолием и Ираклием. В августе 1921 года все пятеро монахов, живших в скиту, пошли в г.Верный в Никольскую церковь на праздник целителя Пантелеимона. Двое из них, в том числе о.Пахомий, остались в городе, а трое вернулись в скит. 11 августа 1921г. в скиту случилась трагедия: иеромонахи Серафим и Феогност были застрелены красноармейцами-грабителями. Оставшиеся в живых о.Пахомий, о.Ираклий и о.Анатолий после всего случившегося жить в скиту не остались.
После 1921 года некоторое время отец Пахомий тайно жил вместе со странником Виктором и схимонахом Тихоном в скиту на горе Горельник в районе Медео. Он изредка приходил в город, останавливался у монахинь, был очень молчалив.
Монахини вспоминали:
«Придем, бывало, после всенощной, чаю попьем. Матушка Евфалия просит его: «Отец Пахомий, скажите два-три слова, скажите живое слово для спасения души!» А он: «Кхе... кхе... Сестры, молитесь. Читайте Иисусову молитву».- И все.
Или служит в келье на Медео. Сестры просят: «Отец Пахомий, сегодня такой праздник, ну скажите несколько слов!» Он только и скажет: «Сестры, молиться надо, истинно молиться надо. Иисусову молитву не нужно забывать».
В конце 20-х годов, когда были сильные гонения, о.Пахомий ушел и с Медео и жил в городе у разных людей. Тайно служил, венчал, отпевал на дому, часто ходил с монахинями на Аксайскую могилу.
Из воспоминаний монахинь:
«Как поднимемся на гору, перво-наперво панихиду отслужим. Потом отдохнем, поужинаем и сядем у могилы на поваленные ели. И, сколько я помню, всегда были ясные ночи. Сидим мы на бревнышках, и поют сестры. Долго поют. А певчие были еще монастырские, хорошо пели. Потом вечерние молитвы почитаем, наломаем ельника, набросаем на землю, и спим на этих лапах. Какой там сон! - только вздремнешь чуть-чуть. Утром обедницу служил о.Пахомий. Проповеди говорить он не мог. Он плакал, всегда плакал. Потом прокашляется и скажет: «Господь прибрал их, а я все мотаюсь. А как было бы хорошо и мне вместе с ними... Да вот, не сподобился».
О свою жизнь в этот период Отец Пахомий описывает так (из материалов следствия): «В 1921 году этих монахов (отцов Серафима и Феогноста) убили, жить в горах было страшно, я прожил еще год, а в 1923 году ушел в город Алма-Ату. Изредка служил в соборе, в котором сейчас помещается Казахстанский музей. Прожил таким образом до 1926 года, а затем уехал в Ташкент. В Ташкенте я хотел устроиться на работу, но ничего у меня из этого не вышло, прожил я там год и снова вернулся в Алма-Ату. Жил на квартире, помогал в хозяйстве, изредка служил и таким образом существовал.
В 1928 году в горах на Мохнатой сопке один знакомый мне монах Тихон стал строить избушку. Я ходил к нему, мне там понравилось, и я тоже стал строить себе избушку, и в конце 1928 года перебрался в горы. Вскоре Тихон по неосторожности сжег наши избушки, и я вынужден был выкопать себе землянку. В ней я жил не постоянно. Часто ходил в город или жил у монахинь Магдалины, Татьяны, Александры, Евсевии, которые также были на Мохнатой сопке. В 1930 году монахиням предложили вступить в колхоз, но в колхоз они не пошли, сдали свое имущество в лесничество и ушли в город. А я остался жить в своей землянке. В том же году уехал с монахинями в Джагал-Абад, где поселились в горах. Там построил избушку, жил с Магдалиной, а Татьяна строила себе избушку отдельно в 15 верстах от нас. Из Джагал-Абада я и приехал вновь в Алма-Ату».
В 1935 году о.Пахомий был арестован и посажен в Алма-Атинскую тюрьму, где претерпел издевательства и в 1936 году был расстрелян.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 11 августа 1993 года было установлено «местное почитание новомучеников - иеромонахов Серафима и Феогноста и иже с ними в Казахской земле пострадавших», в том числе и преподобномученика Пахомия.
На юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году было принято решение об общецерковном почитании этих святых.
Преподобномученики иеромонахи Серафим (Богословский) и Феогност (Пивоваров)
(Богословский Александр Ефимович, Пивоваров Феодор, +11.08.1921)
С целью распространения Православной веры в Туркестанском крае и духовного просвещения азиатских кочевников, Святитель Туркестанской кафедры преосвященный епископ Александр (Кульчицкий) в конце 19 века на берегу Иссык-Кульского озера основал мужской Свято-Троицкий миссионерский монастырь. В 1894 году в монастырь приехали восемь иноков Валаамского монастыря, а в начале 20-го века в монастырь были приглашены несколько иноков из Глинской пустыни, в числе которых были монахи Серафим и Феогност.
Иеромонах Серафим (в миру - Александр Ефимович Богословский) родился в городе Глухове Черниговской губернии. Когда он был еще мальчиком-гимназистом, его матери было открыто во сне, что ее сын примет мученическую кончину. Этот сон матери глубоко запал в душу мальчика, и он рассудил, что если кончина его будет мученической, то ему нечего искать в миру, и, достигнув юношеского возраста, удалился в Глинскую пустынь. Отец Серафим был высокообразованным иноком, ведшим высокую подвижническую жизнь. Он был наделен иконописным талантом и имел прекрасный певческий голос. В свободное от монастырских служб время отец Серафим вместе с другими монахами удалялся в горы, где ими сообща был основан скит на сопке Мохнатой. В скиту были поставлены деревянные кельи, поклонный крест, вокруг которого был разбит цветник, и устроена подземная церковь в честь преподобного Серафима Саровского. Отец Серафим сделал всю утварь и написал все иконы для церкви.
Иеромонах Феогност (в миру - Феодор Пивоваров), происходил из мещанского сословия, постриг принял в Глинской пустыни, а в Иссык-Кульском миссионерском монастыре был помощником духовника для мирян. Летом 1916 года в Семиреченской области началось восстание киргизов. Они напали на монастырь и потребовали к определенному дню приготовить монастырские ценности и пригрозили расправой в случае отказа. Тогда часть монахов, в числе которых был отец Феогност, ушла из монастыря - кто в горы, кто в ближайшие селения. Монахи преклонного возраста остались, положившись на волю Божию. Приехавшие в назначенный день киргизы выбили монастырские двери, иконы побили, забрали церковную утварь и устроили над монахами казнь: не пощадили никого, всех порубили саблями. В 1919 году монастырь был закрыт коммунарами, и отец Феогност поселился в скиту в горах.
10 августа 1921 года вечером в скит приехали трое красноармейцев. Отец Серафим принял их в своей келии, напоил чаем, постелил под елкой сена и уложил спать. Сам пошел к отцу Анатолию и рассказал ему о приехавших подозрительных вооруженных людях. Потом, встав на колена с четками, стал читать правило. Под утро красноармейцы подошли к нему, наставили ружье в спину. Он закричал, желая предупредить других монахов, находящихся в скиту, и в этот момент его убили. Потом бандиты убили спящего отца Феогноста, обыскали келии, и уехали. Оставшиеся монахи похоронили мучеников, завернув их тела в мантии.
Могила преподобномучеников Серафима и Феогноста в Аксайском ущелье всегда почиталась верующими. В 1991 году на ней был установлен поклонный крест и затем возведена часовенная сень. Известно немало случаев исцелений и чудес, происходящих на могиле преподобномучеников. В настоящее время на месте Кызыл-Жарского скита открылся мужской монастырь - Серафиме-Феогностовская пустынь.
(Серафимо-Феогностова Аксайская пустынь)
По благословению патриарха Алексия II, 11 августа 1993 г. установлено местное чтимое почитание новомучеников - иеромонахов Серафима и Феогноста и иже с ними в Казахстанской земле пострадавших.
Оба мученика, Серафим и Феогност, были прославлены для общецерковного почитания на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года.
Тропарь Серафиму и Феогносту
глас 1
Любве ради Христовы отечество свое оставльше, вся мира сего красная, яко скороисчезающая, презревше, горняго Иерусалима взыскующе, на горах Тянь-Шаня в подвизех благочестия Святую Троицу прославили есте. И венцами добропобеднаго мученичества украсившеся, граду Алма-Ате богодарованнии покровителие явилися есте, преподобномученицы Серафиме и Феогносте, Православия мужественнии исповедницы. Темже и мы, духовная чада ваша, любовию вопием: Слава Давшему вам крепость, Слава Венчавшему вас, Слава Подающему вами милости и исцеления.
Кондак Серафиму и Феогносту
глас 2
Благое иго Христово на себе восприемше и легкое бремя Его любовию облобызавше, житием своим Агнца Божия проповедавше, за истину, радующеся, пострадали есте, и в покой Небесный прешедше, с лики святых Престолу Божию предстоите, преподобномученицы Серафиме и Феогносте, граду Алма-Ате испросите мира и всем чтущым вас велию милость.
МОЛИТВА преподобномученикам Серафиму и Феогносту
О, Богоблаженная двоице друзей Христовых, преподобнии страстотерпцы Серафиме и Феогносте! Казахстанския страны светильницы достопочтеннии, града Алма-Аты защитницы и покровителие Богодарованнии, православных всех неусыпнии наставницы! На небеси богопросвещенными душами вашими Престолу Божию предстоящии, на земли же мученически за Христа пострадавшими телесы вашими на горах Заилийских почивающии и различная дарования духовная всем с верою и любовию к вам приходящим источающии! Милостивым призрением благосердия вашего призрите на люди, святую память вашу почитающия, на месте исповеднических подвигов и преподобнических трудов ваших святый гроб ваш обстоящия и теплаго вашего ко Господу ходатайства во обдержащих нуждах просящия! Вси бо мы по множеству грехов наших не дерзаем возвести на небо очес наших, долу поникших, вы же, яко стяжавшии дерзновение ко Господу и ныне со Ангелы Ему предстоящии, принесите о нас благоуханныя молитвы ваша, во еже избавитися нам от глада, потопа, труса, огня, меча, нашествия иноплеменник и междоусобныя брани, от всякия скорби, зол и болезни душевныя и телесныя, от людей и диавола по грехом нашым бывающия. Да сих избежавше, Господу усердно работающе, молитвами вашими и теплым предстательством внидем в нескончаемый покой царства небеснаго и тамо с вами и лики всех святых прославим великое имя Святыя Троицы, Отца и Сына и Духа Святаго во веки веков. Аминь.
Преподобномученик иеромонах Анатолий
(Смирнов, + конец 1920-х)
Память 29 июля, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской и Казахстанских
О.Анатолий был высокообразованным иноком, ведшим высокую подвижническую жизнь. Он был замечательным певцом и незаурядным регентом, писал духовную музыку. В начале XX века о.Анатолий в числе других монахов Глинской пустыни был приглашен в Свято-Троицкий мужской миссионерский монастырь Семереченской области Туркестанского края.
В монастырь он прибыл вместе с иноками Серафимом и Феогностом. Городская суета тяготила глинского монаха, и в свободное от несения седмичных служб время он вместе с другими монахами удалялся в горное урочище Медео, где ими сообща был основан скит на сопке Мохнатой, в Аксайском ущелье около г.Верного (Алма-Аты).
В 1909 году был рукоположен во иеромонаха в г. Верном.
К этому периоду времени относится основание в г.Верном Иверско-Серафимовской женской общины, обращенной в 1910 г. в женский общежительный монастырь. О.Анатолий прилагал к укреплению монастыря свое пастырское попечение, духовно окормляя его насельниц. В 1913г. в Иверско-Серафимовском монастыре началось большое смущение и нестроение. О.Серафим, болезнуя сердцем за судьбу монастыря, в котором духовная жизнь все больше и больше угасала, забрал своих духовных чад из монастыря в скит на Мохнатую сопку. Сами же монахи решили найти для своих подвигов более уединенное место.
В поисках места монахи остановились на ночь неподалеку от г. Верного в Аксайском ущелье близ пасеки у подножия Кызыл-Жарской горы и вдруг увидели на горе яркий свет. На этом месте они поставили келии на растоянии приблизительно 100 метров одну от другой, вырыли три пещеры - в одной хранили продукты, в двух других молились (пещеры эти существуют поныне). Служили в большой деревянной келии о.Анатолия. В Аксайских горах монахи косили сено, выращивали картофель, у источника рядом со скитом сажали гвоздики.
В 1916 г. о.Анатолий управлял архиерейским хором в Вознесенском кафедральном соборе г.Верного.
В августе 1921 г. все пятеро монахов Аксайского скита пошли в г.Верный в Никольскую церковь на праздник целителя Пантелеимона. Двое из них остались в городе, а трое возвратились в скит. Утром 11 августа 1921 г. иеромонахи Серафим и Феогност были убиты вооруженными красноармейцами-грабителями, а о. Анатолий, предупрежденный о.Серафимом, убежал на пасеку за помощью и остался жив. Он и отпевал, и хоронил, и служил сорокоуст по убиенным монахам. После всего случившегося оставшиеся в живых о.Анатолий, о.Пахомий и о.Ираклий жить в скиту не остались.
(Вознесенский кафедральный собор в г. Алматы (ранее г. Верный))
После закрытия Иверско-Серафимовского женского монастыря еще некоторое время была действующей монастырская Всехсвятская церковь, в которой с 1921 года и служил о.Анатолий. Там же он управлял хором и писал музыку.
В середине 1920-х гг. о.Анатолий ушел в Сухуми, где жил также в горах. Он вел переписку с монахинями Иверско-Серафимовского монастыря. Вскоре ими была получена весть с Кавказа об аресте и расстреле о.Анатолия.
11 августа 1993 года иеромонах Анатолий (Смирнов) был канонизирован Синодальной комиссией при Московском Патриархате как местночтимый святой Алма-Атинской епархии.
В августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.